gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Все министры российского образования



Оглавление

Министры просвещения Российской Империи

Народные комиссары просвещения

Министры просвещения РСФСР

Лидеры союзных министерств



Министры просвещения Российской Империи


Граф Завадовский Петр Васильевич
(1802 - 1810)


Окончил курс в Киевской духовной академии, прекрасно знал латинский язык. Статс-секретарь и фаворит Екатерины II. Внес значительный вклад в совершенствование российской государственности и образования. В министерстве создал атмосферу "любви к просвещению". Всегда поддерживал продуманные преобразования и нововведения, от которых видел действительную пользу. Организовал многочисленные средние и несколько новых высших учебных заведений, в том числе главный педагогический институт и университеты в Харькове, Казани и Дерпте. Заботился о приобретении помещений для учебных заведений. При Завадовском вышел царский указ, по которому на гражданской службе чин коллежского асессора (равный майору) могли получать только выпускники университетов, а также либеральный Указ о цензуре книг. Изданы также новый университетский устав, устав Академии наук и уставы духовных академий.

Граф Разумовский Алексей Кириллович
(1810 - 1816)

Вышел из низших слоев общества, однако стал одним из самых влиятельных и богатых людей России того времени. Обучался в Страсбургском университете. Одновременно был попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Учредил при Московском университете первую кафедру славянской словесности. Учредил московское общество истории и древностей, казанское общество любителей российской словесности и др. Ввел богословие как главную дисциплину во всех учебных заведениях. Усилил надзор за воспитателями-иностранцами, в руках которых находилось домашнее образование. При его непосредственном участии выработан устав и открыт Царскосельский лицей, попечителем которого граф являлся. Осуществил целый ряд запрещений и ограничений в жизни лицеистов. Положил начало одной из самых известных масонских библиотек, находящейся ныне в Исторической библиотеке в Москве (около 9 тыс. книг). Последние два года почти не занимался делами просвещения, подпав под влияние масонов.

Князь Голицын Александр Николаевич ( 1816 - 1824 )

В 1803 г. - обер-прокурор Священного синода, в 1810 г. - главноуправляющий иностранными вероисповеданиями. Министр духовных дел и народного просвещения. Личный друг императора Александра I. Одновременно ведал почтовой службой России. Президент Российского Библейского общества (1813-1824). Принимал деятельное участие в благотворительной деятельности - организовал "Попечительное о тюрьмах общество". Покровитель мистицизма. Школьное дело поставил в тесную зависимость от своих религиозных убеждений. С усилением реакции в 1819 г. распространил на всю Россию новый учебный план, сведший на нет либеральный устав 1804 г. Ввел сословный прием и телесные наказания в гимназиях, а для учеников монастырский режим. Ужесточил цензурную политику. Удалил из ряда университетов либерально настроенных профессоров. Карамзин именует министерство Голицына "министерством затмения". Однако, закончил устройство знаменитой библиотеки Царскосельского лицея.

Адмирал Шишков Александр Семенович
( 1824 - 1828 )

Государственный деятель, русский писатель, филолог. С 1813 по 1841 г. - президент Российской академии. Окончил морской кадетский корпус и в дальнейшем преподавал в нем морскую тактику. Одновременно с должностью министра являлся главноуправляющим делами иностранных исповеданий. Обвинял министерство "в покровительстве нравственного зла под названием духа времени". Считал, что "обучать грамоте весь народ" и "наставлять земледельческого сына в риторике" вредно. Инициатор издания т. н. чугунного цензурного устава 1826. Поощрял преследование библейских обществ за распространение революционных книг. Поборник национального образования. Много сделал для развития изучения русского языка, боролся за его чистоту. Был противником реформы русского языка, осуществлявшейся Н. М. Карамзиным. Уволен в отставку по преклонности лет и состоянию здоровья.

Князь Ливен Карл Андреевич
( 1828 - 1833 )

Окончил Петербургский университет. Генерал-губернатор в Архангельске. Будучи членом особого комитета по пересмотру уставов и программ всех низших и высших училищ способствовал принятию нового устава начальных и средних школ, а также нового устава уездных училищ и гимназий. Устав 1828 г. узаконил классицизм в гимназиях. В них введен 7-летний курс обучения. Начального образования еще не существовало - их роль играли городские и уездные низшие училища с законченным курсом как подготовительные ступени к гимназиям. Переход из уездного училища в гимназию запрещался. В гимназиях же воспитывались лишь дети дворян и чиновников. Ввиду резкого возрастания числа кадетских корпусов и военных училищ ввел Главное управление военно-учебных заведений с подчинением военному.

Граф Уваров Сергей Семенович
( 1833 - 1849 )

Аристократ, дипломат, проявлял собственный искренний и глубокий интерес к науке, главным образом к истории и филологии, археологии. Изучал древние языки. Один из самых просвещенных людей России. В 1811-1821 - попечитель Петербургского учебного округа. С 1818 г. - президент Академии наук. По его инициативе учреждены кафедры восточных языков, а затем и целый факультет в Петербургском университете. Стараниями Уварова в России была создана система классического образования. Первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем "Журнале Министерства Народного Просвещения". В журнале печатались также официальные документы министерства и материалы на педагогические темы.Более трети века президент Российской Академии наук. Отстаивал принцип сословности образования. Автор консервативной идеологической доктрины "официальной народности", знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", укрепляющей национализм. В 1848 г. из-за боязни "заражения" молодых людей республиканским образом мыслей (на примере демократической Афинской республики) изучение греческого языка в гимназиях признано опасным. Инициатор принятия Университетского устава 1835 г.

Князь Ширинский-Шихматов Платон Александрович
( 1849 - 1854 )

Академик Императорской Академии Наук, писатель, председатель археологической комиссии. Участник войны 1812 г. Начал свою деятельность в Министерстве с 1824 г. в должности директора канцелярии и служил на поприще просвещения до конца жизни. Будучи товарищем министра, направил государю записку, в которой изложил свое видение преподавания в университетах так: "чтобы впредь все положения и науки были основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах в связи с богословием". По прочтении этой записки Николай назначил князя министром просвещения. Реакционер, последователь наивного ретроградства Шишкова. До крайности усилил надзор за университетами. Запретил прием в университеты лиц недворянского происхождения, в 50-е годы упразднил преподавание философии светскими профессорами, считая ее источником вольнодумия. Классическая система в гимназиях, введенная Уваровым, была также взята под подозрение. Однако рекламировал естественные науки, полагая, что они политически нейтральны. В гимназиях вместо греческого языка ввел естествознание.

Норов Авраам Сергеевич
( 1854 - 1858 )

Ученый-востоковед, писатель, владелец редкостной библиотеки. Сенатор, Член Академии наук. Семнадцатилетним юношей добровольцем сражался при Бородино. На посту министра проявил себя либеральным и передовым администратором. Разрешил неограниченный прием в университеты. Позволил выписывать из-за рубежа научные книги без цензурного досмотра. Установил командировки магистров за границу, расширил программу преподавания по древним языкам. Стремился облегчить положение печати, находящейся в ведении Министерства. Однако обладал слабым характером, управление ведомством вверял посторонним людям, вследствие чего важнейшим вопросам воспитания и образования

Ковалевский Евграф Петрович
( 1859 - 1861 )

Председатель Московского цензурного комитета, в 1856 г. -попечитель Московского учебного округа, сенатор, дипломат. Либерал. Ученый-геолог, талантливый деятель российской горной промышленности. Генерал-майор. Получил от императора Александра II возможность проведения программы коренного реформирования Министерства народного просвещения. Поднял вопрос о всеобщем начальном обучении, открыл первые воскресные школы, учредил курсы при университетах для подготовки учителей средних учебных заведений. При нем учрежден литературный фонд. Составил "Проект цензурного устава 1859 г.".

Граф Путятин Евфимий Васильевич
( 1861 )

Адмирал, известный мореплаватель. Крупный государственный деятель, дальновидный дипломат-политик. Яркая фигура отечественной истории. На посту министра находился лишь 5 месяцев. Автор книги "Проект преобразования морских учебных заведений, с учреждением новой гимназии". Ввел "матрикулы" - первые зачетные книжки для студентов. Ввел новые правила с отменой кооперативной жизни студентов, студенческих библиотек, обязательным посещением лекций и платой за обучение. По воспоминаниям современников обращался с профессорами и студентами "как с командой на военном корабле". Все это привело к студенческим волнениям в Петербургском, Московском, Казанском университетах летом и осенью 1861 г. При вспышке беспорядков проявил себя нерешительным, ненаходчивым и нестойким. Ходатайствовал перед государем о введении изучения японского языка и ввоза в Россию японских книг. Его планы об открытии японского отделения в университете не сбылись.

Головнин Александр Васильевич
( 1861 - 1866 )

Член Государственного совета. Состоял при дворе Великого Князя Константина Николаевича, был его ближайшим помощником. В отличие от трех своих предшественников, так и не попробовавших провести ни одной реформы, за 5 лет службы внес плодотворный прогрессивный вклад в реформирование образования. Опытный политик. Поборник либеральных идей. Покровитель печати. Ввел "Устав гимназий", предусматривающий обучение детей всех сословий и вероисповеданий. Принят "новый либеральный" Университетский устав 1863 года, вводивший автономию в русских университетах и более гарантированное положение профессуры. Признана как наука история всеобщей литературы. Добивался увеличения кредитования государством всех ступеней образования. Созданы учительские семинарии для подготовки сельских учителей. Руководство цензурой из Министерства просвещения передано в Министерство внутренних дел. Отправлен в отставку после покушения на государя Д. В. Каракозовым по обвинению в вольнодумстве учащейся молодежи.

Граф Толстой Дмитрий Андреевич
( 1866 - 1880 )

14-летние правление Д. А. Толстого составило новую эпоху в истории Министерства народного просвещения. Президент Императорской Академии наук, обер-прокурор Святейшего Синода. Историк. Консерватор. Провел "классическую реформу" - разделил все средние учебные заведения на два типа: "классические гимназии" и "реальные училища". Последние не давали права поступления в университет. Осуществлял принцип: для детей дворян - гимназии и университеты, для средних классов - уездные 4-5-классные училища, для крестьян и низших классов - народные 1-2-классные школы. Реформа среднего образования 1871 г. выразилась также в усилении преподавания латинского и греческого языков в гимназиях. В 1872 г. в столице открыт первый женский университет России - высшие Бестужевские курсы. Впоследствии министр внутренних дел и шеф жандармов.

Сабуров Андрей Александрович
( 1880 - 1881 )

Известный юрист из потомственного дворянского рода, в ХVI веке дважды породнившегося с Московской правящей династией, православный. Окончил Императорский Александровский лицей. В 1857 определен на службу в канцелярию Комитета министров в чине титулярного советника. В следующем году переведен в Министерство юстиции. В 1863 назначен директором Попечительного комитета о тюрьмах. В 1872 вошел в состав консультации при Министерстве юстиции и утвержден в должности вице-директора Департамента этого министерства. В 1875 же году назначен попечителем Дерптского учебного округа. В годы его попечительства возросло количество немецких и русских школ, увеличилась численность учащихся в низших и средних учебных заведениях, а также студентов Дерптского университета и Рижской политехнической школы. С апреля 1880 по март 1881 занимал пост министра народного просвещения. С первых дней своего управления Министерством наметил ряд преобразований, в основе которых лежало создание тесной связи между земством и Министерством народного просвещения ,с одной стороны, и между семьей и школой - с другой.В 1881 назначен сенатором в 1-й департамент Сената, а затем перемещен в Соединенное присутствие Кассационного и 1-го департаментов. В 1886 заседал в Гражданском кассационном департаменте Сената. За службу награжден высшими российскими орденами, до ордена Белого Орла включительно.

Барон Николаи Александр Павлович
( 1881 - 1882 )

Попечитель кавказского учебного округа, начальник управления сельского хозяйства и промышленности на Кавказе и за Кавказом. Член Государственного совета. Окончил курс в Императорском Царскосельском лицее. Служил при наместнике кавказском, князе М.С. Воронцове; отличился во время экспедиции в Дарго и Дагестане и при взятии укрепленного аула Салты. В 1862 г. член главного управления цензуры. Искренний и честный поборник просвещения. При нем официально были разрешены школы грамоты (народные школы низшего типа). Выступал против их подчинения церковному управлению. В 1881 г. В Петербургском университете открыта астрономическая обсерватория, которая строилась с 1878 года.

Граф Делянов Иван Давидович
( 1882 - 1897 )

                Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, директор Императорской Публичной библиотеки. Издал циркуляр о "кухаркиных детях", по которому запрещалось обучать в средних учебных заведениях детей из низших сословий. В то же время в средних учебных заведениях введено обязательное преподавание на русском языке. При Делянове полностью уничтожен либеральный Головнинский университетский устав 1863 г. и заменен на новый реакционный (1884 г.). В соответствии с ним над студентами усиливался полицейский надзор, а университетские советы полностью лишались автономии. Введена обязательная форма. Была удвоена плата за обучение. Одновременно устав усиливал позиции классических дисциплин. Делянов закрыл высшие женские курсы, установил процентную норму приема (5%) для евреев. Число учащихся гимназий сократилось. При министерстве образованы органы центрального управления промышленным образованием. Деятельность Делянова была типичным выражением реакции 80-х годов.

Боголепов Николай Павлович
( 1897 - 1901 )

Профессор римского права и ректор Московского университета. Обладал блестящим педагогическим талантом. Страшась появления в университетах первых марксистских кружков, из университетов он хотел сделать почти закрытые учебные заведения под жестким контролем властей. Для отвлечения студентов от вольных мыслей создавались литературные кружки, хоры и оркестры под наблюдением профессуры. Разрешил студентов-участников демонстраций сдавать в солдаты (ранее все студенты освобождались от воинской службы), десятки из них были отправлены в Сибирь. Закрыл московское юридическое общество, членом которого состоял сам. С 1899 г. в Министерстве непрерывно работала комиссия по реформе гимназий. Боголепов был смертельно ранен исключенным студентом Карповичем за отмену деляновского циркуляра, открывшего евреям шлюзы в высшую школу.

Ванновский Петр Семенович
( 1901 - 1902 )

Генерал. Окончил I-й московский кадетный корпус. Военный министр при Александре III и министр просвещения при Николае II. Участник русско-турецких войн. Назначен преемником Боголепова после его убийства. Из отъявленного реакционера превратился чуть ли не в либерала. Пытался смягчить казарменный режим, введенный в учебных заведениях, освободил сданных в солдаты студентов и др. Расширил права студенческого самоуправления. Однако все меры были обставлены жесткими ограничениями, вследствие чего успеха в реформировании высшего образования министр не имел. В среднем образовании провел единственную меру - отменил изучение в гимназиях греческого языка и сделал его необязательным для поступающих в университет. Сократил на треть норму приема в учебные заведения евреев.

Зенгер Григорий Эдуардович
( 1902 - 1904 )

Русский государственный деятель и ученый, доктор римской словесности, филолог-классик. Заокнчил Петербургский университет. В 1897 - 1899 - ректор Варшавского университета. Предполагал провести реформу средней и высшей школы. Отменил все распоряжения Ванновского относительно еврейского вопроса в образовании. Либеральный министр восстановил все деляновские нормы и циркуляры. Сторонник классической системы образования. Обратил особое внимание на физическое развитие учащихся и увеличение ассигнований на строительные нужды крупных библиотек и музеев.

Глазов Владимир Гаврилович
( 1904 - 1905 )

Генерал, член военного совета. Окончил Межевой институт, Александровское военное училище, Академию генерального шатаба и Археологический институт. Участник Русско-турецкой войны 1877-78 г.г. Возглавил созванный им в 1904 г. съезд попечителей учебных округов для обсуждения вопросов о нуждах высшей и средней школы. Начал готовить серьезные реформы, в частности выработал новый университетский устав и положение о гимназиях. Но из-за начавшейся революции и смены правительства не сумел их осуществить. После управления просвещением назначен помощником командующего войсками московского военного округа.

Лукьянов Сергей Михайлович
( 1905 )

Временно управляющий министерством. Крупнейший специалист в области патологической физиологии, педагог. Доктор медицины. Государственный и общественный деятель. Окончив Медико-хирургическую академию, после защиты докторской диссертации стажировался в Западной Европе, затем был профессором в Варшавском университете. В 1894 - 1902 - директор Императорского института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. С 1902 г. - товарищ министра народного просвещения. Глубокое теоретическое осмысление новейших достижений медицинской науки привело его к философским дисциплинам. Собрал архив о жизни и деятельности философа Вл. Соловьева.

Граф Толстой Иван Иванович
( 1905 - 1906 )

Закончил юридический факультет Петербургского университета. Правнук М. И. Кутузова. Вице-президент Императорской академии художеств. Археолог, нумизмат. Прирожденный общественный деятель. Стремился реформировать образование в России, очистив школу от наслоений сословности и губительной русификации, придав ей современный вид. Был сторонником немедленной отмены процентных норм при поступлении в учебные заведения, разрешения евреям занимать преподавательские места и открывать собственные учебные заведения. На посту министра был новатором. Реорганизовал Министерство в соответствии с духом времени. Считал задачи образования для России приоритетными. Разработал демократичный проект университетского устава, а также проект о всеобщем обучении. Отдавал предпочтение гуманитарному образованию. Выступал за совместное обучение в школе мальчиков и девочек, провозглашал идею организации национальных школ. Основал множество школ, субсидируемых Академией художеств.

Барон Кауфман Петр Михайлович
( 1906 - 1908 )

Окончил с золотой медалью Александровский лицей. С 1898 года - сенатор. С 1906 по 1908 год - министр народного просвещения. При нем разработан и представлен в Государственную думу проект о введении всеобщего начального образования, увеличен кредит на народное образование, учреждено попечительство при народных училищах, упрощен порядок их открытия, разрешен прием девочек в городские училища вместе с мальчиками, разработан и внесен в Совет министров законопроект об улучшении пенсионного обеспечения народных учителей. Разрешено открывать частные учебные заведения для евреев, школы для старообрядцев и сектантов, детей старообрядцев разрешено принимать в учительские семинарии.

Шварц Александр Николаевич
( 1908 - 1910 )

Последовательно возглавлял Рижский, Варшавский и Московский учебный округа. Преподавал греческую литературу в Московском университете. Отличался безукоризненным соблюдением закона. Убежденный консерватор. Не угождал ни правым, ни левым. Реформ не проводил. Отменил многие льготы и послабления студентам, введенные его предшественниками. Запретил прием женщин в высшие учебные заведения. Однако был сторонником школьного плюрализма - по его мнению, в государстве должны были соседствовать гимназии с изучением древних языков и без них, а также разнообразные технические, коммерческие и другие учебные заведения. Поддерживал теорию "единой школы", по которой всех учеников полагалось учить по одним и тем же программам.

Кассо Лев Аристидович
( 1910 - 1914 )

Высшее юридическое образование получил за границей. Крайне реакционный министр. Стремился ликвидировать все завоевания в области народного просвещения эпохи революции 1905 г. После ее поражения громил высшие учебные заведения, изгоняя прогрессивных студентов и профессоров. В ответ на полицейские меры более трети профессорско-преподавательского состава ушли из Московского университета. Отказал городам Вильне и Минску в ходатайстве об открытии университетов. Издал детальные программы для средних учебных заведений, чем сильно ограничил инициативу учителей. Усилил внешкольный надзор за учениками.

Граф Игнатьев Павел Николаевич
( 1915 - 1916 )

Вел активную реформаторскую деятельность. Учитывал в своей деятельности опыт мировой педагогики, а также процессы, связанные с индустриализацией России. Провозглашал преемственность нововведений в образовании. Проект его реформ был рассчитан на весь XX век. Это и сближение семьи и школы, и, как следствие, государственных и общественных учреждений, перенесение акцента с чисто обучающего на воспитательный фактор, формирование сильной, активной, творческой личности. Протестовал против пренебрежительного отношения ковсему русскому, в частности, к русскому языку, выступал против "заемного", чуждого ей в русской школе. Ратовал за воспитание гражданина и патриота. Старался исправить порядки, установленные Л. А. Кассо, и восстановить хотя бы систему профтехобразования, но практически ничего не успел сделать.

Кульчицкий Николай Константинович
( 1916 - 1917 )

Гистолог, имевший мировую известность. Окончил курс на медицинском факультете Харьковского университета. Профессор, доктор медицины. Проработал на кафедре гистологии и эмбриологии Харьковского университета около 30 лет. Декан медицинского факультета в течение 4-х лет. В 1910 г. министр ирригации. С 1912 г. попечитель Казанского, 1914 г. - Петроградского учебного округа. Сенатор. На своем посту останови прогрессивные начинания своего предшественника. В 1918 г. Кульчицкий был арестован большевиками, но вскоре освобожден, чудом избежав участи многих царских министров. В 1921 г. эмигрировал. Продолжал научную работу в Лондонском университете. Почетный член Анатомических обществ Великобритании и Ирландии, кавалер ордена Почетного Легиона.

Мануйлов Александр Аполлонович
( со 2 марта до 4 июля 1917 )

Экономист. Закончил юридический факультет Новороссийского университета, где занимался политической экономией. Слушал лекции в Берлинском и Гейдельбергском университетах. Профессор, ректор Московского университета в разгар революционных событий 1905-1907 гг. В 1907 г. был избран членом Государственного Совета от Академии наук и от российских университетов. Редактор "Русских ведомостей". Принимал активное участие в формировании либеральной оппозиции в России. Вошел в первый состав Временного правительства в качестве министра просвещения в результате Февральской революции от партии кадетов. Постановлением временного правительства учрежден Государственный комитет по народному образованию как совещательный орган при Министерстве народного просвещения. Будучи председателем Комитета, министр практически не посещал его заседаний, поглощенный работой во Временном правительстве. Конфликт двух ведомств совпал с кризисом правительства, и Мануйлов был выведен из кабинета министров. после возвращения из эмиграции преподавал в советских вузах.

Ольденбург Сергей Федорович
( с 24 июля по 26 августа 1917 )

Кадет. Востоковед, профессор Санкт-Петербургского университета, директор Азиатского музея, академик Императорской Академии наук, секретарь Российской Академии наук, член Государственного Совета. С первых же дней своей работы в Министерстве, вступил в деятельное общение с Комитетом по народному образованию и его полномочными представителями, их работа стала действительно совместной. Слишком осмотрительный, он тщательно взвешивал все детали, задерживая реализацию проектов Комитета. В результате ни одного законопроекта, выработанного Комитетом, не внес во Временное правительство. К началу учебного года организация школы и всего дела народного образования осталась почти без изменений.

Салазкин Сергей Сергеевич
( с 25 сентября по 25 октября 1917 )

Профессор, российский биохимик. Видный кооператор. Министр просвещения в последнем кабинете Керенского. Масон. При С. С. Салазкине проекты Комитета по народному образованию получили сравнительно быстрое движение. Однако все представленные предложения Комитета залеживались в канцелярии Временного правительства из-за бурных политических событий. Только один из них о передаче высших начальных училищ органам местного самоуправления получил силу закона. 25 октября работа Комитета была прервана, и почти аннулированы ее реальные результаты. В день переворота Министр народного просвещения С.С. Салазкин в числе других членов Временного правительства, находившихся в Зимнем дворце, был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда вскоре был перемещен на свою квартиру под домашний арест, длившийся несколько месяцев.

Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Октябрьский переворот 1917 года привел к коренной перестройке работы Министерства. Вместо него правительством большевиков был создан Наркомпрос.


Народные комиссары просвещения

Луначарский Анатолий Васильевич
( 1917 - 1929 )

Первый нарком просвещения России. Родился в музыкальной семье. Учился в Цюрихском университете. Человек огромной эрудиции и неистощимой энергии. Имел фундаментальные знания в области литературы. Преподаватель, лектор, публицист, критик, драматург. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического образования. Инициатор создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию. При нем система образования была ориентирована не на получение знаний, а на обработку молодежи в духе коммунистической идеологии. Считался ведущим экспертом большевиков по вопросам культуры. Ему, единственному из первого состава Советского правительства, довелось проработать на этом посту 12 лет. Учредил при комиссариате особый орган - Государственную комиссию по народному образованию. А одноименный Комитет вскоре упразднил. В конце 1917 года был закрыт "Журнала министерства народного просвещения", но в 1922 г. основан журнал "Вестник образования", существующий и в наши дни.
В 1918 г., были разработаны специальные правила приема в вузы, в 1919 г. рабочие факультеты (рабфаки), позволявшие рабоче-крестьянской молодежи в кратчайший срок получить среднее образование и без экзаменов поступить в высшее учебное заведение. Классовый подход особенно усилился к концу 20-х годов: выходцам из образованного слоя законодательно был закрыт доступ не толь в вузы. о и в школу II ступени. Конечно, количество студентов резко возросло, зато мест в вузах стало не хватать. Решал главнейшую задачу страны - ликвидацию безграмотности. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР, в 1933 полпред в Испании. "Интеллигент среди большевиков и большевик среди интеллигентов" - так сам о себе сказал А. В. Луначарский. Этот человек является заметной фигурой в истории нашего общества и, в частности, российского образования.

Крупская Надежда Константиновна
(товарищ Наркома просвещения)

В истории образования, особенно в послереволюционном ее периоде, два имени - Луначарский и Крупская - часто стоят рядом. Крупская никогда не была ни наркомом, ни министром просвещения. Она была его товарищем (заместителем). Официально пост товарища Наркома просвещения Крупская получила в 1929 г. (год отставки Луначарского), но по сути Ленин назначил ее сразу после Октябрьского переворота. Крупская любила литературу, владела английским и французским языками. Она очень любила школьное дело и занималась им в Наркомпросе много лет. Еще будучи в эмиграции, она тщательно изучала зарубежные системы образования. Результатом этих исследований явилась серия ее статей о жизни передовых школ Запада, опубликованных в журнале "Свободное воспитание". Сама она преподавала с 14 лет: сначала давала частные уроки, после окончания гимназии была репетитором в пансионате Оболенской. По воспоминаниям ее учеников, была для них кумиром и умела очаровать детские сердца. Преподавала Надежда Константиновна и в так называемых смоленских классах, где обучались рабочие и работницы. Здесь она создала свою собственную методику "Пять лет работы в вечерних смоленских классах".
В 1918 г. Крупская пережила краткий период увлечения радикальными проектами кардинального переустройства школы - как трудовой коммуны. С отменой уроков, систематического содержания образования и даже летних каникул. Но затем изменила позицию на центристскую. Она никогда не была сторонницей крайностей в деле образования.
В 20-е годы авторитет Крупской был непререкаем. Она являлась председателем научно- педагогической секции Государственного ученого совета, редактировала журнал "На путях к новой школе", организовывала десятки педагогических съездов, конференций, совещаний. В 1920 она была председателем Главполитпросвета при Наркомпросе. Судьба ее после смерти Ленина сложилась трагически. С 30-х годов началось вытеснение Крупской от руководства делами школы. С 1934 г. она к своему сожалению переключилась на другую работу - библиотечное дело.
Умерла Надежда Константиновна в 1939 г., на следующий день после своего 70- летия, по версии историков не вполне самостоятельно.

Бубнов Андрей Сергеевич
( 1929 - 1937 )

Ко времени назначения Наркомом просвещения имел бурную революционную деятельность. Был фанатично предан своему делу. Будучи членом Оргбюро ЦК, распоряжался всеми кадрами системы Наркомпроса. Ставленник Сталина обладал в наркомате соответствующим дополнительным влиянием. Недостаток образования с лихвой компенсировался организаторским талантом и работоспособностью. Важная задача, решавшаяся ведомством Бубнова, - организация системы образования в СССР. В 1930 г. XVI съезд ВКП(б) постановил ввести всеобщее начальное образование. При нем начато осуществление семилетнего всеобуча; проведена реформа содержания учебно-воспитательной работы школы. В 1933 г. выступал против повальной чистки библиотечных фондов страны. Только в Московской области удалось спасти более 60 тысяч особо ценных книг из бывших помещичьих усадеб и частных коллекций; было принято постановление ЦИК СССР "О библиотечном деле в Союзе ССР" (март 1934 года). В 1934 - 1938г.г. по важнейшим показателям в сфере образования и просвещения СССР сделал впечатляющий рывок. Арестован в 1937 г. по крупному "Делу Наркомпроса", в которое было втянуто 2,5 тыс. ученых, педагогов, преподавателей вузов, вместе со всеми руководителями наркомата. Расстрелян в 1938 г.

Тюркин Петр Андреевич
( 1937 - 1940 )

В 1926 г. заместителя начальника Главного управления по соц. воспитанию Наркомпроса. Редактор ряда книг. В 1933 г. директор Нижегородского (Горьковского) механико-машиностроительного института, затем директор Ленинградского Индустриального института (ныне Санкт-Петербургский государственный технический университет). Много сил отдал технической реконструкции института. Генерал-майор. Во время блокады Ленинграда бал членом Военного Совета 67-ой армии, начальником политического управления Ленинградского фронта. За образцовое выполнение заданий правительства по снабжению Ленинграда и Ленинградского фронта по "Дороге жизни" награжден Орденом Красного Знамени. После войны заместитель председателя Ленгорисполкома. Арестован в 1949 г. в связи с "Ленинградским делом" и умер в больнице Бутырской тюрьмы в 1950 г. Дело прекращено в 1954 г. за отсутствием состава преступления.

Потемкин Владимир Петрович
( 1940 - 1946 )

Народный Комиссар просвещения РСФСР. Получил классическое образование до революции на историко-филологическом факультете Московского университета. До советской власти профессор истории. Прекрасно знал французский язык. В 1918 - 1919 г. под его руководством было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников народного образованья, сыгравших важную роль в строительстве новой школы. С 1922 г. находился на дипломатической работе, в 1937 г. заместитель наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова. Советский посол во Франции в 1934-37 г.г., он практически единственный уцелел из полностью расстрелянного дипломатического корпуса. Обстоятельства появления его во главе Наркомпроса неизвестны. Вложил много сил в создание Академии педагогических наук РСФСР, а в 1943 г. стал ее первым президентом. Вторая половина 40-х гг. явилась "золотым веком" Академии. Его имя носит Московский педагогический институт.


Министры просвещения РСФСР

Калашников Алексей Георгиевич
( 1946- 1947 )

Министр просвещения РСФСР. Советский педагог. Доктор физико-математических наук, профессор. Действительный член АПН РСФСР(1947 г.). Все действия Калашникова на посту министра посвящены решению следующей задачи: улучшить результаты работы школы "опосредованно", через повышение эффективности высшего педобразования. Пик его активности приходится на июль 1947 года, когда в Москве по его инициативе было созвано первое и единственное в нашей истории Всероссийское совещание заведующих кафедрами педагогики, психологии и методики. С 1953 в Институте методов обучения АПН. Разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки педагогических кадров, проблемы политехнической школы. Инициатор издания, редактор и автор ряда статей первой советской Педагогической энциклопедии (т. 1-3, 1927-30). В 1929-30 взгляды К. подверглись критике как "правый уклон в педагогике".

Вознесенский Александр Алексеевич
( 1947 - 1949 )

Министр просвещения РСФСР. Академик. Выдающийся советский ученый-экономист, талантливый организатор науки. В 1939 году декан и преподаватель политэкономии (с 1942 г.) первого в стране факультета политической экономии, об открытии которого он мечтал. Ректор Ленинградского университета в самые тяжелые для страны годы (1941-1947 г.г.). В эвакуации возглавлял и Ленинградский и Саратовский университеты. За период ректорства открыл 4 новых факультета и 46 кафедр. Человек необыкновенной скромности, беззаветной преданности своему делу создал в ЛГУ университетское братство. Практически выполнял функции министра просвещения СССР. В августе 1949 г. арестован по "Ленинградскому делу" вместе со всей семьей. Расстрелян в 1950 г. Реабилитирован в 1954 г.

Каиров Иван Андреевич
( 1949 - 1956 )

Министр просвещения РСФСР. После смерти В. П. Потемкина в 1946 г. был избран Президентом АПН РСФСР и оставался на этом посту в течение 20 лет. Его можно считать образцовым лидером академической науки в ее официальном варианте. Образование получил до революции. Интеллигентностью и образованностью сильно выделялся среди сталинских выдвиженцев. Действительный член АПН СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1963). В двадцатые годы занимался созданием сети высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений. Автор учебников по педагогике. В своих работах представил модель создания современной агрошколы, актуальной и сегодня.

Афанасенко Евгений Иванович
( 1956 - 1967 )

Занимал пост министра просвещения РСФСР при Н. С. Хрущеве. Реформы советской системы образования велись по пути увеличения вузов и школ со стремлением всеобщего охвата населения, что привело к резкому снижению качества образования. Начал проводить "реформу наоборот", вводя в систему образования разрушающие ее элементы, подрывая сложившиеся в ней академические начала и наработанные педагогические технологии под предлогом установления "связи школы с жизнью". Были сокращены учебные программы - из них исчезли логика, психология, педагогика. Гуманитарные знания стали считаться "вторым сортом". Преподавательский состав стал преимущественно женским, зарплата педагогов снизилась.

Данилов Александр Иванович
( 1967 - 1980 )

Родился в семье сельских учителей. Министр просвещения РСФСР. Окончил Тамбовский педагогический институт. Историк, талантливый педагог, профессор. После Великой отечественной войны читал лекции по истории в Томском университете. Действительный член АПН СССР. Специалист по историографии, методологии, истории.В феврале 1967. года А.И. Данилов назначается Министром просвещения РСФСР. За 13 лет работы в этой должности сделал необычайно много. Был осуществлен переход на всеобщее среднее образование при значительном обновлении самого учебно-воспитательного процесса; был взят ориентир на формирование всесторонне развитой личности; на укрепление материально-технической базы школы; на трудовую и политехническую подготовку учащихся; на широкое развитие школьною самоуправление через комсомольскую и пионерскую организации; на углубление художественног о и физического развития учащихся: на создание сети факультативных курсов, начиная с 7-го класса; на преодоление массового второгодничества. Не оставил министерский пост до последнего дня своей жизни.

Веселов Георгий Петрович
( 1980 - 1990 )

Министр просвещения Российской Федерации. В 1990 г. ввел 14 дифференцированных (вариативных) школьных учебных плана, позволивших школе самоопределиться и чувствовать себя свободнее. Активно поддержал опыт школ-комплексов (ныне УВК - учебно-воспитательные комплексы). При нем успешно работала программа "Сельская школа". Большое внимание уделял педагогическому образованию, системе повышения квалификации учителей. Подчеркивал важность эстетического развития школьников, дав жизнь инновационным идеям Кабалевского и Неменского.

Днепров Эдуард Дмитриевич
( 1990 - 1992 )

Ученый-историк образования. Академик Российской академии образования. Первый министр образования новой России. Будучи руководителем ВНИК "Школа" предложил и подготовил программу преобразования школы. В книге "Современная школьная реформа в России" рассмотрел 4 основополагающие реформы: 1804, 1864, 1918 гг. и нынешнюю. В книге представлен опыт теоретического и исторического осмысления одной из нынешних российских реформ. На посту министра предстал как преданный делу и требовательный человек. Круг научных интересов - образовательная политика, общественно-педагогическое движение, становление и развитие системы образования в России.

Ткаченко Евгений Викторович
( 1992 - 1996 )

Министр образования Российской Федерации в первом Правительстве В. Черномырдина. В прошлом ректор одного из екатеринбургских вузов. Активно работал в сфере налаживания сотрудничества Министерства с крупнейшими образовательными организациями Европы. Считал, что у российской системы образования много общего с некоторыми европейскими системами. Необходимость зарубежных партнеров видел в задаче осуществления возможности разработки единых учебных курсов для школ и колледжей и признания наших аттестатов и дипломов за рубежом.

Кинелев Владимир Георгиевич
( 1996 - 1998 )

С 1993 г. председатель Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. В 1996 г. заместитель Председателя Правительства РФ в кабинете В. Черномырдина (курировал вопросы научной и образовательной деятельности). С августа 1996 г. по февраль 1998 г. Министр общего и профессионального образования Российской Федерации. Доктоp технических наук, пpофессоp. Академик Российской академии образования, действительный член Международной инженерной академии. При нем взял старт эксперимент в области дистанционного образования. По мнению Г. Селезнева "его реформы сделали бы высшую школу платной, сократили бы количество государственных ВУЗов". В настоящее время директор Института ЮНЕСКО в Москве по информационным технологиям в образовании.

Тихонов Александр Николаевич
( 1998 )

В период 1990 - февраль 1998 - первый заместитель Министра образования, с февраля по март 1998 - Министр образования. Профессор., д.т.н., лауреат Государственных премий СССР и России, премии Правительства России, академик Академии естественных наук РФ, Академии инженерных наук РФ, Международной академии технологических наук. Инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет - RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Одной из приоритетных задач Минобразования России считал развитие дистанционного образования, его доступность для широких слоев населения. При нем началось развитие и становление научных исследований особенно фундаментальных в новых экономических условиях, создание системы грантов, комплекса инновационных программ, осуществлена модернизация инфраструктуры научных исследований в вузах. Тихонов А.Н. является одним из организаторов федеральной целевой программы "Интеграция фундаментальной науки и высшей школы" С марта 1998 по настоящее время директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций. Является президентом Национального фонда подгтовки кадров.

Филиппов Владимир Михайлович
( 1998-2004 )

Назначен министром общего и профессионального образования РФ Указом президента от 30 сентября 1998 года. С мая 1999 года - Министр образования Российской Федерации, доктор физико-математических наук, профессор, академик Академии естественных наук РФ, владеет английским и французским языками. При нем принято решение о создании попечительских советов, принята федеральная программа развития образования, разработана национальная доктрина образования, проект закона о правах и гарантиях на образование, проект перехода на двенадцатилетку и многое другое. Министр сделал своими сторонниками и единомышленниками и академиков от педагогики, и законодателей, и политиков, и профсоюзных деятелей, и, самое главное, работников всех сфер образования --от дошкольного до высшего и послевузовского. Ликвидированы долги по зарплате учителей, увеличено финансирование в федеральном, региональном, местном бюджетах, разработана программа "Индустрия образования", программа компьютеризации сельских школ и многое другое.

Фурсенко Андрей Александрович
( c 2004 по настоящее время )

В 1971 - 1991 гг. - стажер-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-технического института имени Иоффе АН СССР (Ленинград).В 1991 - 1993 гг. - вице-президент АО "Центр перспективных технологий и разработок" в Санкт-Петербурге.В 1994 - 2001 гг. - генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга (РФНТР).С 2000 года - председатель Научного совета Фонда "Центр Стратегических разработок "Северо-Запад".С ноября 2001 по июнь 2002 года - заместительминистра промышленности, науки и технологий РФ.С июня 2002 по декабрь 2003 года - первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ.С декабря 2003 по февраль 2004 года - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий РФ.9 марта 2004 года указом Президента РФ назначен на пост министра образования и науки в Правительстве Михаила Фрадкова. В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок Президента РФ Владимира Путина вновь назначен на пост министра образования и науки РФ.



В общем обзоре деятельности руководителей образования России нельзя не упомянуть о лидерах союзных министерств, внесших свой вклад, оказавших свое влияние на развитие данной сферы жизни советского общества за многие годы своей службы.

Кафтанов Сергей Васильевич
( 1946 - 1951 )

Министр высшего образования СССР.
В 1941 года был назначен уполномоченным (научным консультантом) Государственного Комитета Обороны по вопросам координации и усиления научных работ. Лично докладывал Сталину о состоянии дел в области ядерных исследований. Оказал личное влияние на выбор лидера Программы по атомной бомбе в СССР. Сотрудничал с П. Л. Капицей в деле организации школы нового типа - Высшей Физико-технической школы (сначала это был физико-технический факультет МГУ, а с 1951 г. - Физтех). Вместе с тем, в 1948г. приказал пересмотреть преподавание биологических дисциплин в университетах и укрепить биологические факультеты "квалифицированными кадрами биолого-мичуринцев". По этому же приказу министра из библиотек изымался ряд учебников и учебных пособий по генетике и селекции. Во многих вузах произошла смена ректоров. Так был снят с поста ректора Тимирязевской сельскохозяйственной академии крупнейший ученый, отважный защитник генетики на сессии ВАСХНИЛ, академик В.С.Немчинов, а также ректоро старейшего в Сибири Томского государственного университета. В военный период срок обучения с пяти лет был сокращен до трех, в результате чего часть курсов была из учебных планов снята. В их числе оказались и математика со статистикой. Это было следующим шагом в ликвидации российской биометрической школы. С 1953 г. - заместитель Министра культуры СССР. Любопытно, что и в этом ведомстве С. В. Кафтанов подписывал приказы об образовании новых вузов и назначении их директоров.

Столетов Всеволод Николаевич
( 1951 - 1953 )

Министр высшего образования СССР в 1951 - 1953 г.г. В 1959 -1972 г.г. - Министр высшего и среднего специального образования РСФСР. Председатель Комитета по присуждению Сталинской премии. Находясь на посту заместителя директора Института генетики АН СССР, в 1948 г. В.Н. Столетов сыграл заметную роль в организации и работе известной сессии ВАСХНИЛ. Выступал на стороне "лысенковцев", был одним из авторов доклада "великого академика". Самым ощутимым результатом августовской сессии был разгром преподавания биологии и подготовки молодых специалистов. В результате кадровой чистки в вузах (и изменений учебных планов) возглавил Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева, заменив В.С. Немчинова. Этот ученый вместе с И. А. Рапопортом выступил против профанации науки, и не отказался впоследствии от своих слов в ожидании грозных последствий. После сессии 1948г. гонению подверглась не только генетика, но и непосредственно статистика, как наука и предмет изучения в вузах. В 50-х годах - заведующий кафедрой генетики биофака МГУ. С 1950 - министр сельского хозяйства СССР. На посту министра образования занимался подбором кадров для вновь создаваемых университетов. Автор трудов по проблемам высшего и среднего специального образования, организации системы образования в СССР, теории и практики общеобразовательной подготовки в советской школе. В 1971 году академик В. Н. Столетов избран Президентом АНП СССР, находился на этом посту 10 лет.

Елютин Вячеслав Петрович
( 1954 - 1986 )

В 1954-1959 г.г. - Министр высшего образования СССР. С 1959 г. -Министр высшего и среднего специального образования СССР. Окончил Московский институт стали, в 1945 - 1951 г.г. - директор этого института. В 50-х годах была сделана попытка "стереть грани между умственным и физическим трудом", практически это был возврат к классовому подходу 20-х годов. В 1958 г. было принято положение о преимущественном зачислении в вузы так называемых "производственников" или "стажников" - лиц, проработавших на производстве не менее 2-х лет, действовавшее весь период хрущевского правления. Их доля в плане приема должна была составлять до 80%. Это, естественно привело к резкому падению уровня подготовки специалистов. Этот принцип был отменен в 1965 г. Практически вплоть до конца коммунистического режима сохранялись негласные преимущества по признаку социального происхождения "из рабочих и крестьян" и отдельный конкурс для "произвоственников". Все это привело к коренному изменению контингента студенчества и резкому сокращению слоя интеллигенции. Будучи министром, В.П. Елютин посвятил немало своих теоретических работ именно высшей школе. Уделял внимание развитию и оснащению учебных заведений страны. В.П. Елютин - автор многочисленных научных трудов по ферросплавам, тугоплавким и высокотемпературным материалам.

Образцов Иван Филиппович
( 1972 - 1991 )

Министр высшего и среднего специального образования РСФСР. Окончил МАИ. В 1958-1972 заместитель директора по научной работе, ректор МАИ. Крупный ученый, академик РАН. Специалист в области строительной механики и прочности тонкостенных авиационных конструкций. С 1995 президент общества "Знание" РФ. Директор Института прикладной механики РАН.

Ягодин Геннадий Алексеевич
( 1985 - 1991 )

С 1985 г. - Министр высшего и среднего специального образования СССР, а с 1988 г. - Председатель Государственного комитета по образованию СССР. Крупный организатор науки и образования. Признанный ученый в области химии и химической технологии. Наиболее яркий министр "эпохи заката социализма". Считается первым реформатором в образовании. Первым среди чиновников высшего эшелона власти заговорил о таланте и яркой личности ученика. Считал, что школа должна меняться: авторскими школами будет прирастать образование. Создал ВНИК "Школа". Провел съезд работников образования. В стране началось вариативное образование, возникли новые программы, гимназии, лицеи, колледжи. С 1950 г. в МХТИ (РХТУ). На кафедре работает в должности профессора. Читает курс лекций "Проблемы устойчивого развития". В настоящее время ректор Международного университета (Москва).

Прокофьев Михаил Алексеевич
( с декабря 1966 по декабрь 1984 года )

Министр просвещения СССР. Ученый, химик-органик. Организатор педагогической науки. Выпускник химического факультета МГУ. Член-корреспондент АН СССР, академик АПН СССР. С 1951 по 1954 год М.А. Прокофьев - начальник Главного управления университетов в министерствах высшего образования и культуры СССР. В 1954 году он был назначен заместителем министра высшего образования СССР, а в 1959 году - первым заместителем министра высшего и среднего специального образования СССР. Один из инициаторов дифференцированного обучения.

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Все министры российского образования</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года