gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
          1 2
3 4 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Правовые основы ведения образовательной деятельности Вузами Российской Федерации в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Республике Армения

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН, РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

 

Сюлькова Н.В.,
к.ф.н., первый заместитель директора
Института дистантного образования РУДН

       Обеспечение правовых основ ведения образовательной деятельности вузами Российской Федерации (РФ) на территориях следующих государств-участников СНГ: Республика Армения (РА), Республика Беларусь (РБ), Республика Казахстан (РК),  Кыргызская Республика (КР), РеспубликаТаджикистан (РТ) представляет огромную важность в  целях развитии системы экспорта российских образовательных услуг в государства Содружества.

       В первую очередь это затрагивает вопросы создания и функционирования филиалов и представительств высших учебных заведений, вопросы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений, в частности, филиалов вузов и правовые нормы, обеспечивающие использование ими в образовательном процессе дистанционного обучения.

       В соответствии с Гражданскими кодексами РФ, РБ, РК, Армении, КР, РТ в понятие "представительства", "филиала" вложен единый смысл, различие между данными категориями минимальны и сводятся в основном, что не везде есть указания, что данные по филиалам и представительствам должны быть внесены в устав головной организации (РК) и нет наделения имуществом юридическим лицом своих подразделений (РА).

       Так, Законом "Об образовании" Республики Таджикистан вопрос создания и функционирования структурных подразделений вузов, таких как филиал и представительство, не рассматривается (только в Законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Гражданском кодексе). В соответствии же с законодательными актами РФ, РК, РБ, КР, РА, РТ учреждения образования имеют право создавать филиалы, представительства (РФ, РБ), которые определяются как структурные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения высшего учебного заведения. В РБ возможность создания филиалов и представительств предоставляется только вузам, имеющим государственную аккредитацию. Основное отличие филиала от представительства в том, что представительство представляет интересы высшего учебного заведения, но не имеет права вести образовательную деятельность.

       В РФ филиалы федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования создаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала. В РБ, РК филиалы создаются высшим учебным заведением по согласованию с его учредителем. В КР образовательные организации имеют право создавать структурные подразделения со статусом юридического лица или филиала.

       На настоящий момент в соответствии со ст.4 Соглашения о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств филиалы высших учебных заведений обязаны проходить процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации в порядке, установленном законодательством государства вуза-учредителя, с учетом законодательства государства места расположения филиала, что делает прохождение процедур более длительными, так как в итоге это означает, что лицензирование, аттестацию и аккредитацию филиалы должны пройти дважды.

       Национальными законодательствами стран Содружества, как и РФ, выдвигается ряд требований по созданию филиалов и ведения ими образовательной деятельности, в том числе, наличие учебно-материальной базы, информационного, методического, финансового и социально-бытового обеспечения образовательного процесса и др.

       В РБ и в РК лицензия на ведение образовательной деятельности выдается одна и на головной вуз и на его филиалы, а также филиалы в указанных странах проходят в составе вуза и процедуры аттестации и аккредитации в отличие от РФ и РТ, где филиалы учреждений образования проходят в составе головных вузов только процедуру государственной аккредитации. В РФ, РА, РТ, КР филиалы проходят лицензирование самостоятельно.

       В РФ и в КР прохождение аттестации (аккредитация (аттестация) в КР) зависит от реализации филиалом образовательных программ в полном или частичном объеме (при полном объеме реализации образовательных программ филиал проходит аттестацию в РФ самостоятельно, при использовании дистанционных образовательных технологий имеет право пройти ее в составе головного вуза, при частичной - филиал проходит и аттестацию, и аккредитацию в составе вуза, в КР возможны два варианта (либо самостоятельно, либо в составе вуза, при частичной - аттестация проходится филиалом в составе вуза, при этом реализация программ по заочной, очно-заочной (вечерней) и дистанционной форме обучения разрешена лишь при наличии в данном филиале вуза реализации данной программы по очной форме обучения).

       В  Республике Казахстан филиалы осуществляют реализацию образовательных программ только в частичном объеме: в объеме циклов социально-гуманитарных и естественнонаучных (общеобразовательных) дисциплин государственных общеобязательных стандартов. Освоение обучающимися учебных программ по общепрофессиональным (базовым) и специальным (профильным) дисциплинам государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования продолжается в высшем учебном заведении, создавшем филиал. В РБ итоговая аттестация обучающихся филиалов негосударственных учебных заведениях проводиться в головном вузе, в отличие от филиалов государственных учебных заведений, где итоговая аттестация может проводиться и в филиале, и в самом головном вузе.

       В КР в соответствии с действующим законодательством по окончанию обучения в филиале вуза в документах об образовании требуется указать наименование филиала высшего учебного заведения и его местонахождение, а также местонахождение головного вуза.

Под лицензией (разрешением) на право ведения образовательной деятельности в РФ, РБ, РК, РА, КР понимается практически одно и то же.

       Но в РФ, РТ, РА, КР решение о выдаче лицензии принимается на основании заключения экспертной комиссии, что отсутствует в нормативных актах других государств. В РБ и РК проведение экспертизы не является обязательным.

       В Республике Беларусь право на ведение образовательной деятельности возможно не только на основе получения лицензии, но оно возникает "-у учреждений образования, созданных Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь или уполномоченными ими государственными органами, Министерством образования Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, - с момента их государственной регистрации", в РА у негосударственных учебных заведений - с момента получения лицензии, у государственных - с момента их учреждения. В других государствах право на ведение образовательной деятельности возникает с момента получения лицензии.

       Следует отметить, что во всех рассматриваемых государствах-участниках СНГ срок действия лицензии ограничен. Однако в Армении существует возможность выдачи лицензии бессрочно, если законодательством не предусмотрены иные сроки.

       В отношении процедуры аттестации в исследуемых странах необходимо остановиться на том, что в РФ, РБ, РК, РТ аттестация - вид контроля, но в РФ, в РК и в РТ - это установление соответствия предоставляемых образовательных услуг требованиям государственным образовательным стандартам, в РБ - это комплексная проверка проводится еще и на соответствие требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.

       Если в РФ самообследование является одним из этапов аттестации, в РБ самоконтроль также является этапом аттестации, но исходя из существующих нормативных документов, очевидно, может проводиться вне зависимости от аттестации образовательного учреждения, и является одним из видов контроля, на основании положительной оценки компетентным органом результатов самоконтроля и мониторинга при условии устранения замечаний и выполнения предложений, изложенных в заключении предыдущей аттестации, а также обеспечения качества образования на протяжении последних 3-5 лет учреждение образования в отдельных случаях может быть аттестовано. В РК обязательным условием для проведения государственной аттестации является этап самоаттестации. Очевидно, что в главном, этапы аттестации, поименованные в РФ как самообследование, в РБ - самоконтроль, в РК - самоаттестация совпадают, а различия, в частности, в понятийном аппарате обусловлены, вероятно, политическими реалиями, а не смысловыми различиями данных категорий.

       В РФ, РК, РА, РТ аттестация является обязательной для прохождения аккредитации, также по ее результатам в РК может быть отозвана либо приостановлено действие лицензии по не аттестованным специальностям.

       В РФ аттестация учреждение образования проходит после первого выпуска, в РК же первая аттестация проходит не ранее года первого выпуска, возникает вопрос о сроках проведения первой аттестации - то ли в год первого выпуска, то ли как в РФ после первого выпуска, т.е. в следующем учебном году. Возможность проведения аттестации в год первого выпуска в РК более приемлема, так как означает возможность прохождения учреждением образования процедуры государственной аккредитации в этом же году, а также выдачу уже первым выпускникам вуза документа об образовании государственного образца.

       В КР само понятие "аттестации" совпадает с одним из видов "аккредитации", а сам термин употребляется в скобках после понятия "аккредитация", что позволяет сделать вывод о полной синонимичности данных понятий и процедур для кыргызских законодателей в образовательной сфере.

       В РА аттестация сводится к оценке деятельности учебного заведения, качества, содержания и уровня подготовки его выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, отсутствие более подробной характеристики указанного процесса не позволяет прийти к каким-либо выводам о сходстве и различиях процесса аттестации в РА в сравнении с РФ и другими странами-участниками СНГ, однако возможно, что различие указанного процесса сводится лишь к употреблении различного понятийного аппарата ("оценка", "контроль", "установление" и т.д.).

       В отношении процедуры государственной аккредитации высших учебных заведений в государствах Содружества необходимо отметить, что она совпадает по своим целям, однако существуют незначительные различия.

       В РФ, РК, РА, РТ и в соответствии с Модельными Законами государственная аккредитация проходит на основании аттестации, а аттестацию вновь созданный вуз может пройти только после первого выпуска не ранее чем через три года после получения им лицензии (нет точных данных по РА и РТ).

       В РБ же первая аккредитация в учреждении образования специальности, профессии проводится одновременно с аккредитацией на соответствие определенному типу данного учреждения образования. Аккредитация учреждений образования, в том числе по специальностям, профессиям для всех уровней образования, проводится не ранее чем за 6 месяцев до выпуска обучающихся из учреждения образования, что также позволяет выпускникам учреждения образования в случае положительного решения об аккредитации заведения получить документ об образовании государственного образца.

       В РБ решение о подтверждении (лишении) государственной аккредитации принимается по итогам аттестации аккредитованных учреждений образования. Аккредитованные учреждения образования, не прошедшие аттестацию, лишаются аккредитации.

       В КР понятие "аккредитации" подразделено на ряд понятий, что с нашей точки зрения излишне детализирует, конкретизирует данный термин и не несет большой смысловой нагрузки.

       Следующим пунктом по развитию экспорта образовательных услуг в государства-участники СНГ с целью поддержки в первую очередь русскоязычного населения в этих странах является использование российскими высшими учебными заведениями в процессе ведения образовательной деятельности в государствах-участниках Содружества дистанционных методов обучения.

       Легитимизация дистанционного обучения и определение его статуса в системах образования государств СНГ связано с рядом проблем.

       Первая проблема состоит в том, что в ряде государств получение образования любого уровня посредством дистанционного обучения (ДО) не оговорено в правовых нормах, что в свою очередь не запрещает использование дистанционного обучения, но с другой стороны и не позволяет учитывать специфику ДО, а также не стимулирует его развитие. Кроме того, ко всем аспектам обучения на основе ДО реализуется подход, идентичный традиционным способам получения образования. Разумеется, в этом случае возникают серьезные недоразумения и конфликтные ситуации. В связи с этим совершенно необходимо юридическое признание статуса ДО в основных законах о системе образования государства. Сравнительный анализ действующего законодательств государств-участников СНГ показал, что изменения, касающиеся ДО внесены в Законы "Об образовании" РФ, РК, КР, РБ, РТ.

       Вторая проблема состоит в идентификации статуса ДО в системе образования государства. Так, в Законах "Об образовании" РК, КР, РБ, РТ появляется новая форма получения образования - дистанционная - в отличие от действующего законодательства РФ и документов по СНГ, где речь идет о дистанционных образовательных технологиях (ДОТ), применяемых при любой форме обучения. В Законе "Об образовании" Республики Армения отсутствует понятие дистанционного обучения, образования либо дистанционных образовательных технологий. Следует отметить, что в Законе "Об образовании" Кыргызской республики дистанционное обучение используется и как форма получения образования, и как дистанционные образовательные технологии, в то время как в Российской Федерации и в модельных законах СНГ - это только образовательные технологии, в Республике Казахстан, Республике Таджикистан и в проекте Закона "О высшем образовании" Республики Беларусь - это форма обучения.

       Анализ содержания различных вариантов дистанционного обучения свидетельствует скорее о том, что дистанционное обучение - это как максимум новая форма обучения (форма получения образования со специфической дидактической системой) и как минимум обучение с применением новых технологий в рамках традиционных форм обучения.

       Анализ нормативных актов указанных стран выявил очевидную тенденцию подмены и смешения ряда понятий по ДО, таких как "дистанционная форма обучения", "дистанционное обучение", "дистанционное образование", "дистанционные образовательные технологии". В КР кыргызские законодатели в сфере образования, используя понятия и "дистанционной формы обучения", и "дистанционных образовательных технологий", пошли по пути наименьшего сопротивления. Существуют определенное смешение понятий и в таджикском законодательстве, где используют следующий понятийный аппарат: дистанционное форма получения образования, дистанционное образование как программа образования, дистанционное обучение как форма обучения, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение как технология. Очевидно, что идет подмена понятий в аспекте дистанционного обучения как формы, и дистанционного обучения как технологии.

       Проведенный анализ выявил следующие тенденции определения основных понятий в области дистанционного

образования:

  1. параллельное понимание и использование дистанционного обучения как формы получения образования и новых образовательных технологий,
  2. понимание и использование дистанционного обучения как синонима новых образовательных технологий,
  3. понимание и использование дистанционного обучения как синонима дистанционного образования,
  4. понимание и использование дистанционного обучения как формы обучения.

       Очевидно, что в целях создания единого общего образовательного пространства и дальнейшего роста экспорта образовательных услуг государствам-участникам СНГ целесообразно прийти к единому пониманию ДО и закрепить это понятие общим законодательным актом, либо соглашением во избежание возникновения возможных разночтений и непонимания. Следует также разграничить такие понятия как дистанционное образование (система, в которой реализуется дистанционное обучение), дистанционное обучение (обучение с применением дистанционных образовательных технологий), дистанционная форма обучения (форма получения образования, равноценная традиционным формам, таким как очная, вечерняя, заочная), дистанционные образовательные технологии (образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника), что в свою очередь будет способствовать совершенствованию нормативно-законодательной базы в области ДО, обеспечит дальнейшее развитие системы открытого дистанционного образования и будет способствовать дальнейшему росту экспорта образовательных услуг, а также позволит избежать юридических неточностей во время заключения межгосударственных либо межвузовских соглашений в области сотрудничества в сфере образования.

       На первоначальном этапе формирования общих правовых нормативных актов объединяющим и гармонизирующим понятием должно стать понимание дистанционного обучения как особой технологии обучения (дистанционной образовательной технологии).

       В самом деле, те учреждения образования, которые создали новые дидактические модели и, по существу, действительно новую специфическую форму обучения, автоматически будут удовлетворять более общим и менее жестким требованиям (а часто вообще отсутствующим) к ДО как определенным технологиям получения образования. Вторым доводом является необходимость следовать принципу сочетания горизонтальной и вертикальной гармонизации, ибо введение новой формы получения образования потребует серьезной коррекции целого ряда национальных правовых норм за пределами образовательного права. Так формы получения образования фигурируют в целом ряде законов, среди которых наиболее актуальный характер носят законы о призыве на воинскую службу. Действительно в этих и в целом ряде других нормативно-правовых актах не зафиксирована дистанционная форма получения образования. Следует осознавать, что внесение серьезных изменений в закон "Об образовании" повлечет за собой необходимость пересмотра и внесения соответствующих изменений в другие законы и подзаконные акты.

       Также нельзя говорить о создании и функционировании новой формы обучения, если не конкретизирована аудиторная нагрузка студента, а следует отметить, что в основе разделения традиционных форм обучения лежит именно объем аудиторной нагрузки, который при очной форме обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в РФ должен составлять в среднем за период теоретического обучения не менее 27 часов в неделю, при очно-заочной (вечерней) форме не менее 10 часов в неделю, при заочной не менее 160 часов в год. Также не конкретизированы и сроки освоения основной образовательной программы, которые при очной форме обучения в РФ составляет 260 недель, а при очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения и в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом на год или на срок до одного года (в зависимости от специальности) относительно нормативного срока. Следовательно, если говорить о новой форме получения образования, то необходимо вносить изменения не только в законы, но и в государственные образовательные стандарты, существующие в странах.

       Таким образом, в качестве общего термина, используемого в совместных документах государствами-участниками СНГ, и в целях формирования единой сбалансированной нормативно-правовой базы, регламентирующей ДО, должны выступать "дистанционные образовательные технологии".



При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Правовые основы ведения образовательной деятельности Вузами Российской Федерации в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Республике Армения</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года