gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
      1 2 3 4
06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации

Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации

      Обучение иностранных студентов в российских вузах - как один из показателей степени интеграции страны в мировое сообщество - имеет свою историю. В 1865 г. на заседании Совета при министре народного образования было признано целесообразным начать, обучение иностранных граждан в учебных заведениях России. Вскоре в Петербургский, Московский, Новороссийский (гор. Одесса) университеты и в ряд других гражданских и духовных образовательных учреждений прибыли на учебу студенты из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других государств. Правительство императора Александра II назначило для них специальные государственные стипендии и иностранные студенты освобождались от платы за учебу. Однако широкого распространения обучение иностранных студентов в дореволюционной России получить не успело, ее граждане чаще сами обучались за границей, особенно по техническим специальностям.
       Пришедшее к власти в 1918 г. правительство В.И. Ульянова-Ленина, руководствуясь политическими мотивами, возобновило практику приглашения на учебу иностранцев и уже в начале 1920-х годов в РСФСР обучались - также на бесплатной основе - граждане Турции, Персии, Афганистана, Монголии. В 1921 г. было создано специализированное учебное заведение - Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), перед которым стояли не только политические, но и образовательные задачи. К концу 1921 г. в КУТВ обучались иностранные граждане 44-х национальностей.
      Ввиду усиления закрытости советского общества, роста всеобщей подозрительности по отношению к иностранцам, вплоть до середины XX века обучение иностранных студентов, стажеров, аспирантов в СССР было редким явлением (исключением являлись партийные, комсомольские и профсоюзные школы, где обучались посланцы родственных - как правило, коммунистических - организаций).

Динамика численности иностранных студентов в мире и в Советском Союзе в 1950-1990 гг.

Годы

Общемировая численность иностранных студентов (тыс. чел.)

Численность иностранных студентов в СССР (тыс. чел.)

Доля иностранных студентов, обучавшихся в СССР, в составе общемировой численности иностранных студентов (в %)

1950

110,0

5,9

5,4

1960

231,4

13,5

5,8

1970

447,8

26,2

5,9

1980

915,8

88,3

9,6

1990

1168,1

126,5

10,8

      После окончания Второй мировой войны в СССР стали приезжать на учебу представители стран Восточной Европы и Азии, а позднее Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1960 г. в Москве был создан Университет дружбы народов, названный позднее именем Патриса Лумумбы, первого президента независимой Республики Конго. Этот университет стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. За 40 лет (с 1950 по 1990 гг.) количество иностранных студентов в Советском Союзе увеличилось более, чем в 20 раз, достигнув, накануне распада СССР, 126,5 тысяч человек, что составило 10,8% от общемировой численности иностранных студентов и позволило советским вузам формально занять 3-е место в мире после американских и французских вузов по количеству студентов-иностранцев (в США в 1990 году, по данным ЮНЕСКО, обучалось 407,5 тысяч иностранных студентов, во Франции - 136 тысяч).

      Региональное распределение (происхождение) иностранных студентов, обучавшихся в советских вузах в 1988 г.

Страна

 

Азия

46%

Африка

24%

Европа

17%

Южная Америка

10%

Северная Америка

3%

      Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Из-за недостаточного финансирования были закрыты культурные центры в целом ряде развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также бывших социалистических странах Восточной Европы. Более 500 учебных заведений в зарубежных странах, созданных при содействии СССР, лишились российской поддержки и перешли под опеку других государств.
       В связи с переходом России к рыночной экономике актуальным стал вопрос коммерциализации профессиональной подготовки кадров как для страны, так и для зарубежных государств. Перед российскими вузами стала задача занять достойное (и выгодное) место на международном рынке образовательных услуг.
       По данным ЮНЕСКО, в 1996 г. доля иностранных студентов, обучавшихся в России, составляла около 5% от общемировой численности всех иностранных студентов (насчитывавшей свыше 1,5 млн. человек).

Иностранные студенты по странам обучения в 2005 г.

Страна

 

США

29,0%

Другие страны

29,0%

Великобритания

13,0%

Германия

10,0%

Франция

9,0%

Австралия

6,0%

Россия

5,0%

Иностранные студенты по странам происхождения в 2005 г.

Страна

 

Азия

39%

Европа

30%

Африка

12%

Нет достоверных данных

9%

Северная Америка

6%

Южная Америка

3%

Океания

1%

      Энергично наращивают усилия в области международного образования экономически развитые страны Азии, прежде всего Япония (в 1994 г. - 53,5 тысячи иностранных студентов, в настоящее время - более 70 тысяч). Быстро прогрессирует Китай, который за последние 10 лет увеличил количество обучающихся в китайских вузах иностранцев в восемь раз (с 5000 человек в 1990 г. до 40000 человек в 2000 г.). В последние годы в экономику образования вложил многие миллионы долларов Сингапур, также превратившийся в крупный международный образовательный центр, активно использующий различные современные, в том числе дистанционные формы обучения. Впечатляющих успехов по привлечению иностранных студентов достигла и другая островная страна - Новая Зеландия, увеличившая с 1997 по 2002 г. количество иностранных студентов почти в пять раз (с 6400 до 30000 человек). Активно рекламирует за рубежом образовательные услуги своего единственного университета даже Мальта, предлагая иностранным студентам и школьникам (в том числе российским) обучение на разнообразных языковых курсах.
       Место, которое занимает на международном рынке образовательных услуг Россия, не соответствует ее значительному образовательному потенциалу. Так, если во всех странах мира на сегодняшний день обучаются примерно 2,5 млн. иностранных студентов, стажеров, аспирантов (в том числе более 150 тысяч американцев, свыше 120 тысяч китайцев, 70 тысяч южных корейцев, 65 тысяч японцев, около 50 тысяч немцев, почти столько же тайваньцев и т.д.), и из них в России около 100 тысяч человек (по данным Минобразования РФ в 2001 г. в России насчитывалось 95957 иностранных студентов, в том числе 61426 человек из стран дальнего зарубежья и 34500 из стран ближнего зарубежья или СНГ, причем среди последних на дневных отделениях обучалось немногим более половины - 19,9 тыс. человек), то доля России на международном рынке образования (по численности иностранных студентов) ориентировочно составляет 3,8%. В 1996 г. этот показатель приближался к 5%, а в 1990 доля всего СССР формально составляла около 11%. Если не включать в число "стопроцентных" иностранных студентов, обучающихся в вузах России, выходцев из стран СНГ, как это имело место в вузовской статистической отчетности в 90-х годах, а иногда практикуется и в международных справочниках по образованию, то доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг по показателю численности обучающихся иностранцев оказывается еще более низкой - около 2,5%. Это сравнимо с общей долей России в совокупном мировом экспорте всех товаров и услуг, составляющей сегодня, по данным Центра исследований постиндустриального общества, лишь 1,4%. Укажем также, что показатель доли иностранцев в составе российских студентов равен 1,7%, в то время как в Германии он составляет 10%, в США - 3,9% и т.д.

Численность иностранных студентов в ряде ведущих стран мира в период с 1960 по 2001 гг., тысяч человек

Страны

1960/61

1970/71

1980/81

1990/91

1995/96

2000/01

США

53,1

114,7

325,6

419,6

453,8

547,8

Англия

12,4

24,6

56,0

80,2

198,8

232,8

Германия

27,1

27,8

61,8

107,1

166,0

200,0

Франция

27,1

34,9

114,2

136,9

138,2

160,0

Австралия

5,0

7,1

17,7

34,4

102,3

150,0

Канада

7,3

22,3

32,3

37,2

70,0

130,0

Испания

3,4

10,8

11,0

12,6

21,4

100,0

СССР/Россия

13,5

26,2

88,3

126,5

73,1

95,9

Прогноз общемировой численности иностранных студентов до 2010 г., млн. человек

Год

Численность

1950

0,1

1960

0,3

1970

0,5

1980

0,9

1990

1,2

1995/96

1,5

2000

2,3

2005

3.0

2010

3,7

      В реализуемой в настоящее время Концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне обозначена важность развития международной деятельности российской высшей профессиональной школы в области подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг.
       Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеет высокое качество российского образования и широкий спектр предоставляемых образовательных услуг. В интересах России эффективное использование своего образовательного потенциала, являющегося одним из экспортных ресурсов нашей страны.
       Обучение иностранных граждан в вузах Российской Федерации является важной составной частью всего комплекса экспорта образовательных услуг российской системы образования. В сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран государственной задачей должна стать конкурентоспособность иностранных выпускников российских вузов на мировых рынках образования и труда. В  2002 году Президент Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации одобрили разработанную Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации Министерством образования России  осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ в российских вузах, развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях. В российских вузах в 2003-2004 учебном году обучается около 25 тысяч  иностранных граждан за счет средств федерального бюджета.
      В последние годы резко возросло число граждан зарубежных стран, обучающихся или повышающих квалификацию в образовательных учреждениях Российской Федерации на компенсационной основе. В настоящее время на компенсационной основе в России обучаются свыше 80 тысяч иностранных граждан. Вместе с тем, Российская Федерация оказывает содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках выполнения договоренностей, закрепленных в международных договорах, а также путем предоставления государственных стипендий.

      Ежегодные заявки зарубежных партнеров на расширение подготовки национальных кадров в российских вузах свидетельствуют о высоком международном авторитете российского образования. Это продемонстрировал также Всемирный форум иностранных выпускников российских и советских вузов (Москва, 14-16 мая 2003 г.), на котором свыше 800 участников из 119 стран мира обратились к Правительству Российской Федерации с просьбой увеличить прием граждан своих стран на учебу в российские высшие учебные заведения, шире привлекать иностранных выпускников к реализации мероприятий делового сотрудничества России с другими странами.
      В последние годы с государствами-участниками СНГ активно развивается направление сотрудничества, обеспечивающее получение образования на русском языке как титульным населением, так и соотечественниками. Непосредственно в странах эту задачу выполняют созданные совместно с правительствами Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана российско-национальные университеты и русская школа в Туркменистане, в которых обучаются свыше 10 тысяч граждан СНГ и соотечественников. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов высших учебных заведений.
      Свыше 2 тысяч российских граждан: студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров Российской Федерации, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, стажировка (в т.ч. языковая), научная работа, повышение квалификации.
      Ежегодно проводятся курсы русского языка для студентов и преподавателей из государств СНГ, Европы и Азии. Школьникам-победителям олимпиад по русскому языку выделяются стипендии на учебу в российских вузах.
      В истекшем году подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также с Италией, Молдовой, Францией и Украиной о взаимном признании документов об образовании, внесены на согласование проекты Концепции развития дистанционного образования, Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ.
       Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставил право внешнеэкономической деятельности образовательным учреждениям России.
      Участие в экспорте образовательных услуг предоставляет большие возможности российским учебным заведениям для расширения их деятельности и совершенствования профессионального уровня подготовки специалистов, продвижения образовательных технологий и программ на международный рынок образования.
      Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества можно также выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах.
       В настоящее время российские образовательные учреждения принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ. В качестве основных программ оказания содействия модернизации российской системы образования могут быть выделены следующие: программа технического содействия ТАСИС и программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС (Европейская Комиссия); программы российско-британского сотрудничества в области общего среднего и профессионального образования (Британский Совет); программы российско-нидерландского сотрудничества (Бюро КРОСС); рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.
      Основные положения Концепции модернизации российского образования учитываются как при оценке и мониторинге действующих программ и проектов, так и при инициировании новых. Встречи и переговоры, проведенные с основными партнерами (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Европейская Комиссия, Британский Совет, Совет государств Балтийского моря, Баренц-Евроарктический Совет, Форум АТЭС, национальные Министерства образования Нидерландов, Франции, Австрии, Финляндии и др.), продемонстрировали их поддержку новым подходам российской стороны к вопросам реализации международного сотрудничества.
      В целях содействия процессу модернизации российского образования и успешной реализации реформ были проведены переговоры по созданию международной стратегической группы экспертов (МСГЭ) из числа зарубежных и российских специалистов в области проведения крупномасштабных реформ в сфере образования. Одной из целей создания МСГЭ является оказание поддержки по различным аспектам наиболее важных направлений модернизации образования.
Российская Федерация выражает большую заинтересованность в развитии Болонского процесса как движения, направленного на гармонизацию европейских образовательных систем и создание общеевропейского образовательного пространства.
      В условиях нарастающей академической мобильности сотрудничество с европейскими партнерами становится неотъемлемой частью российской образовательной системы. Система образования Российской Федерации за последние годы претерпела ряд изменений, существенно приближающих ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией.

Россия в мировом образовательном пространстве

      В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образовательными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.
      С 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.
       Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.
      Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.
      Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские вузы, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка. Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высшее профессиональное образование

 

Прием студентов в государственные высшие учебные заведения на бюджетной основе и с полным возмещением затрат на обучение

Доли бюджета и небюджетного приема

 

Динамика приема на 1-й курс (в тыс. чел.)

Численность обучающихся в государственных учреждениях профессионального образования
(на 10 ты. человек населения)

Численность преподавателей государственных образовательных учреждений (тыс. чел.)

Доля вузов, в которых в 2004/2005 учебном году обучались иностранные граждане, по типам поселений, %

Доля вузов, в которых в 2004/2005 учебном году обучались иностранные граждане, по типу учебного заведения, %

Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах в 1998-2005 годах

 

Форма обучения

Учебный год

1998/1999

1999/2000

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

Слушатели подготовительных отделений

9566

8912

8932

10819

9459

9852

8005

Студенты, из них:

43649

41808

38502

43273

47368

50644

57759

Бакалавры

-

-

-

-

-

15319

13207

Дипломированные специалисты

-

-

-

-

-

32465

40145

Магистры

-

-

-

-

-

2860

4407

Стажеры

4946

4285

4044

4077

4232

4595

13263

Аспиранты

3156

2902

2440

2505

3282

2589

3122

Докторанты

-

-

-

-

-

104

102

Всего

61317

57907

53918

60674

64341

67784

82251

Доля иностранных граждан из различных стран, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран Азии, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран Ближнего Востока и Северной Африки, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году , %

Доля иностранных граждан из стран Африки (кроме Северной), обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран Латинской Америки, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

 

Изменение общей численности иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах в 1998-2005 годах

Численность иностранных граждан по учебным специализациям в российских вузах в 2003/2004 и в 2004/2005 учебных годах


Специализация

Численность

В %

2003/2004

2004/2005

2003/2004

2004/2005

Русский язык и литература

6466

14145

9,5

17,2

Гуманитарно-социальные специальности (история, социология, психология, журналистика, философия, политология, международные отношения и др.

7092

7427

10,5

9,0

Педагогика

436

555

0,7

0,7

Медицина

12892

13340

19,0

16,2

Фармацевтика

1448

686

2,1

0,8

Культура, искусство, музыка, физкультура и спорт

2917

3256

4,3

4,0

Экономика, финансы, менеджмент

11842

12941

17,5

15,7

Естественные и точные науки, науки о Земле (математика, физика, метеорология, океанология и др.), геология, геодезия, экология и др.

3267

6025

4,8

7,3

Робототехника и комплексная автоматика, биомедицина, биотехнология

1102

882

1,6

1,1

Горное дело

974

585

1,4

0,7

Энергетика, машиностроение, обработка материалов, металлургия

811

1706

1,2

2,1

Авиационная и ракетно-космическая техника

347

1791

0,5

2,2

Транспортные средства и их эксплуатация

1940

1162

2,9

1,4

Электронная техника, радиотехника и связь, оптика

2874

2948

4,2

3,6

Информатика и вычислительная техника, автоматизированные системы управления

3904

5072

5,8

6,2

Химическая технология

899

1053

1,3

1,3

Технология производства товаров широкого потребления, продовольственных продуктов

1755

1546

2,6

1,9

Строительство и архитектура

1959

2037

2,9

2,5

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

627

789

0,9

1,0

Ветеринария

458

321

0,7

0,4

Право

3760

3739

5,6

4,5

Другая специализация

14

245

0,0

0,3

Итого

67784

82251

100,0

 



При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации</a>
Поиск
Расширенный поиск



Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года