gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
          1 2
3 4 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Мотивы выбора научной специализации и источники информации о российской аспирантуре, степень сложности поступления в нее

Большинство иностранных аспирантов (52,7%) выбрали научную специализацию потому, что она, по их убеждению, соответствует их способностям, умениям, научным интересам. Для каждого четвертого опрошенного (27,4%) сыграла роль высокая престижность этой специализации. Важность высокооплачиваемости соответствующей научной специализации (профессии) отметили в основном африканские аспиранты. Среди них больше всего и тех, кто направлен государством на учебу в российскую аспирантуру (см. табл. 1) преимуще­ственно по профилю сельского и лесного хозяйства, ветеринарии, а также естествознания и наук о Земле (см. табл. 2).


Таблица N 1

Мотивы (причины) выбора научной специализации аспирантами
из различных стран, %

Почему выбрали эту научную специализацию Из какой страны приехали
Страны СНГ
и Балтии
Страны Азии Страны Ближнего Востока
и Северной Африки
Страны Европы, США, Канада Страны Черной Африки Страны Латинской Америки
Высокий престиж этой специализации (профессии) 14,8 22,2 33,3 28,6 61,1 16,7
По этой профессии легко трудоустроиться 3,7 14,1 17,8 14,3 11,1 0,0
Это высокооплачиваемая профессия 3,7 11,1 13,3 0,0 22,2 0,0
Эта профессия соответствует способностям, умениям, научным интересам 59,3 52,5 55,6 42,9 38,9 50,0
Привлекает творческий характер этой научной специализации (профессии) 7,4 16,2 11,1 0,0 16,7 0,0
Эта специализация (профессия) дает самостоятельность и независимость 3,7 4,0 8,9 0,0 11,1 0,0
Посоветовали родители, или это семейная традиция 11, 6,1 4,4 14,3 5,6 0,0
Посоветовали друзья, знакомые 3,7 3.0 2,2 0,0 0,0 0,0
Направили учиться в аспирантуру по этой научной специализации 14.8 16.2 17,8 0,0 27,8 16,7
Предоставили фант, но только по этой специализации 0,0 1,0 2,2 0,0 0,0 33,3
Выбрали случайно 0,0 2,0 2,2 0,0 0,0 0,0

Мотив престижности профессии (специализации) оказался выше всего среди аспирантов-медиков (главным образом из Индии, а также стран Закавказья), а единичные факты случайного выбора своей научной специализации имели место лишь у аспирантов-экономистов. Кроме того, у отдельных респондентов из стран Азии (Турция, Китай, Вьетнам, Индия) подлинным (и не афишируемым) мотивом приезда на учебу в российскую аспирантуру (либо мотивом продления своего пребывания в России после пяти- шестилетнего обучения в российском вузе) являлись интересы бизнеса (необходимость легализации своего пребывания в РФ для занятия предпринимательской деятельностью). Возможны также и иные мотивы (цели) поступления в российскую аспирантуру, как, например, у японской аспирантки первого года обучения из Дальневосточного государственного университета, которая, по ее словам, уже защитила диссертацию в Японии и теперь решила изучить российско-японские отношения во Владивостоке, "потому что местоположение университета соответствует теме моей научной работы".


Таблица N 2

Мотивы (причины) выбора иностранными аспирантами научной специализации
в зависимости от профиля их диссертационной работы, %

Почему выбрали
эту научную специализацию
Профиль диссертационной работы
Гуманитарный, педагогический Юридический Экономический Технический, технологический Медицинский Естественные и точные науки, науки
о Земле, экология
Сельскохозяйственный, ветеринарный,
лесное хозяйство
Культура, искусство, музыка
Высокий престиж этой специализации (профессии) 7,4 20,0 29,6 33,3 46,7 20,0 7,7 41,2
По этой профессии легко трудоустроиться 7,4 0,0 11,1 16,7 20,0 14,3 15,4 5,9
Это высокооплачиваемая профессия 3,7 0,0 11,1 19,0 16,7 8,6 7,7 5,9
Эта профессия соответствует способностям, умениям, научным интересам 59,3 40,0 55,6 50,0 53,3 48,6 46,2 64,7
Привлекает творческий характер этой научной специализации (профессии) 14,8 20,0 11,1 7,1 10,0 17,1 15,4 17,6
Эта специализация (профессия) дает самостоятельность и независимость 0,0 10,0 0,0 2,4 10,0 11,4 15,4 0,0
Посоветовали родители, или это семейная традиция 3,7 10,0 3,7 7,1 6,7 5,7 0,0 17,6
Посоветовали друзья, знакомые 3,7 0,0 0,0 4,8 3,3 0,0 0,0 5,9
Направили учиться в аспирантуру по этой научной специализации 14,8 0,0 14,8 14,3 6,7 28,6 38,5 17,6
Предоставили грант,
но только по этой специализации
3,7 0,0 0,0 7,1 0,0 0,0 0,0 0,0
Выбрали случайно 7,4 0.0 3.7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Очень важный вопрос с точки зрения маркетинговой политики российских вузов на международном рынке образовательных услуг - источники информации иностранцев о российских вузах. Этот вопрос задавался в рамках настоящего исследовательского проекта всем категориям иностранных граждан, обучающихся в России, в том числе аспирантам. Несмотря на то, что более половины из них ранее учились в России (окончили российские вузы), "человеческий фактор" в структуре источников информации о российских аспирантурах оказался важнейшим и для многих из них (см. табл. 3).


Таблица N 3

Источники информации аспирантов из различных стран о российской аспирантуре, %

Откуда узнали (получили информацию)
об этой аспирантуре
Из какой страны приехали
Страны СНГ
и Балтии
Страны Европы, США, Канада Страны Азии Страны Ближнего Востока
и Северной Африки
Страны Черной Африки Страны Латинской Америки
В Национальном министерстве образования 14,8 0,0 23,2 31,1 11,1 16,7
На предприятии, организации, фирме, направившей на учебу 0,0 0,0 6,1 2,2 16,7 0,0
От тех, кто раньше здесь учился 37,0 57,1 21,2 20,0 22,2 50,0
От российских преподавателей этого вуза, работающих в Вашей стране 14,8 14,3 10,1 4,4 11,1 33,3
Узнали об этом вузе из рекламных проспектов 0,0 0,0 7,1 0,0 5,6 0,0
Узнали из средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) 3,7 0,0 5,1 0,0 5,6 0,0
Узнали из сайта этого вуза в Интернете 11,1 0,0 12,1 2,2 0,0 16,7
Узнали об этом вузе от сотрудников российского посольства 0,0 0,0 1,0 0,0 0,0 0,0
Узнали об этом вузе от представителей Министерства образования России 7,4 14,3 2,0 4,4 0,0 16,7
Учились в вузе в России, сами знают этот вуз 30,8 14,3 38,4 48,9 50,0 0,0

Согласно данным таблицы 3, важнейшим и наиболее убедительным источником информации для представителей практически всех стран стали "те, кто раньше здесь учился":

- "Выбрала для учебы аспирантуру этого вуза по совету знакомых, они здесь учились и им понравился уровень образования" (аспирантка-стоматолог второго года обучения Ростовского государственного медицинского университета, из Армении).

Характерно, что из года в год значимость этого "человеческого фактора" (источника информации о российских аспирантурах) растет, как и увеличивается доля иностранных аспирантов, направляемых на учебу в Россию предприятиями, организациями, фирмами и, соответственно, становящихся для этой категории опрошенных основным "директивным" источником информации об аспирантуре конкретного российского вуза, выбранной будущим работодателем. Меняется значимость и других источников информации о российских вузах, что отражает соответствующие тенденции на международном рынке образования и некоторые результаты усилий российских вузов в борьбе за привлечение новых зарубежных потребителей их образовательных услуг.

Подготовка кадров высшей квалификации в системе российской аспирантуры предполагает последовательное, постоянное приращение научного знания и профессионального опыта. В этой связи в советский период существовали ограничительные квоты для поступающих прямо с вузовской скамьи и поощрялось обучение в аспирантуре уже имевших некоторый профессиональный опыт по профилю будущего аспирантского обучения и должным образом себя зарекомендовавших (в том числе проявлением способностей к научно-исследовательской работе). С 1992 года в вузовскую аспирантуру стали все чаще поступать сразу после окончания высших учебных заведений, и к настоящему времени доля вчерашних студентов в составе аспирантов первого курса дневных отделений аспирантур российских вузов достигает почти 70%.

Помимо снижения уровня требований к будущим аспирантам и усилившегося процесса коммерциализации самого института аспирантуры (равно как и докторантуры), появления массы новых кандидатских и докторских диссертационных советов, превратившихся в своеобразные "мини-фабрики" по штамповке (на договорных условиях) кандидатских и докторских дипломов, определенную роль в увеличении притока поступления в аспирантуру вчерашних российских студентов мужского пола стало играть их стремление избежать опасной для здоровья и жизни службы в армии. Вузовская аспирантура превратилась в известной степени в прибежище для части молодых людей, не желающих выполнять свой воинский долг (нести воинскую повинность).

В сравнении с более молодым контингентом российских аспирантов, состав аспирантов-иностранцев характеризуется большим удельным весом лиц, получивших до поступления в российскую аспирантуру различный профессиональный опыт, в том числе по профилю диссертации.

Следует также отметить, что часть иностранных аспирантов перед поступлением в российскую аспирантуру получила второе высшее образование, что отражает в целом более высокий уровень профессиональной "предаспирантской" подготовки иностранных респондентов по сравнению с российскими.

Так, ранее работавших специалистами по профилю диссертации (инженерами, врачами, агротехниками и т.д.) оказалось больше всего среди аспирантов из арабских, африканских и латиноамериканских стран, а специализирующихся в разных областях знаний - среди медиков, аграриев, ветеринаров, специалистов по лесному хозяйству.

К настоящему времени 90% и российских, и иностранных аспирантов поступают в российскую аспирантуру с первой попытки.

Как для российских, так и особенно для иностранных граждан, степень сложности (конкурс) при поступлении в аспирантуру российских вузов в целом неуклонно снижается, что неизбежно приводит к ухудшению их качественного состава (степени подготовки и способности к научно-исследовательской работе).

Фактическая задача, стоящая сегодня перед аспирантурами большинства российских вузов (начиная от МГУ им. М.В. Ломоносова и кончая небольшими провинциальными высшими учебными заведениями), заключается не в усилении селекции поступающих в аспирантуру иностранных (равно как и российских) граждан, особенно на платные отделения, а в поиске новых, более выгодных в коммерческом плане кандидатов на имеющиеся вакантные аспирантские места. Последнее подтверждается и отсутствием конкурса при поступлении в аспирантуру половины российских и 2/3 иностранных аспирантов.

Практика безальтернативного набора иностранных аспирантов с каждым годом расширяется.

Практически бесконкурсными, "свободно-проходными" для иностранных граждан являются аспирантуры сельскохозяйственного профиля, а определенные препятствия в виде конкурсного отбора возникают, судя по полученным ответам, лишь в аспирантурах юридического и медицинского, а также культурно-искусствоведческого и музыкального профиля.

Если сопоставить масштабы практики зачисления на бесконкурсной основе в аспирантуры российских вузов иностранных граждан и россиян, то можно обнаружить следующее: препятствие в виде конкурса на пути в вузовскую аспирантуру почти по всем профилям научной специализации (за исключением медицинского и естественного) перед иностранными гражданами встречалось вдвое реже, чем перед россиянами.


А.Л. Арефьев "Подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах". - М.: Центр социального прогнозирования, 2004



При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Мотивы выбора научной специализации и источники информации о российской аспирантуре, степень сложности поступления в нее</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года