gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
          1 2
3 4 5 6 7 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

К вопросу о формировании приоритетного направления Федеральной программы развития образования "Экспорт образовательных услуг России"

При цитировании ссылка на статью обязательна.
Формат ссылки:


Зверев Н.И., Пелихов Н.В. К вопросу о формировании приоритетного направления Федеральной программы развития образования "Экспорт образовательных услуг России" // Научный вестник МГТУ ГА. - 2002. - N 47. - С.11-17. - Серия "Общество, экономика, образование".


К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
"ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ"


Н.И. Зверев, Н.В. Пелихов

      Проанализировано место России на мировом рынке образовательных услуг, охарактеризованы основные трудности и проблемы международного сотрудничества вузов, определены подходы к организации системы экспорта образовательных услуг России.

Введение

      Последнее десятилетие поставило перед российской высшей школой сложнейшие вопросы: о ее реальном месте и роли в новой развивающейся отрасли мирового хозяйства - международном рынке образовательных услуг; об адаптации имеющегося или создании нового инструментария его освоения; о фактической государственной значимости развития экспорта образовательных услуг с целью усиления влияния России на мировые события.
      Деструктуризация системы подготовки кадров для зарубежных стран вызвала целый поток негативных проявлений, не только существенно пошатнувших авторитет нашей высшей школы за рубежом, но и в значительной степени ослабивших перспективы реализации возможностей такого инструмента развития и защиты геополитических интересов страны, как подготовка специалистов для зарубежных стран и формирование "института" выпускников российских вузов. Многие из них занимают значимые, а иногда и ключевые позиции в управлении этих государств, в решении важных вопросов экономического, политического и иных видов сотрудничества, имеющих или могущих иметь для России стратегическое значение.
      В сложившихся условиях на первый план все более и более уверенно стал выдвигаться вопрос о концентрации сил и ресурсов страны, нахождении принципиально новых стратегических решений и механизмов, позволяющих адекватно отразить новую политику России в международном сообществе. Таким образом, постепенно сформировался и начал развиваться вопрос о разработке самостоятельного направления федеральной программы развития образования-экспорта образовательных услуг России.


Основные трудности и проблемы

В итоге комплекса преобразований как в стране в целом, так и, естественно, в ее системе образования мы получили хаотично сформировавшееся, совершенно новое пространство взаимосвязей и взаимоотношений заинтересованных субъектов социально-экономической среды и высшей школы России, весьма далекое по своим возможностям от оптимального для решения принципиальных стратегических задач в жестко конкурентной среде мирового рынка образовательных услуг.


1.1. Сильный сепаратизм вузов


      В регионах страны сложилась обстановка, когда существенно ослабло взаимодействие как самих университетов, так и вузов с ключевыми субъектами территориального экономического механизма. Этому способствовала сложная экономическая обстановка и не доведенные до логического завершения процессы реорганизации социально-экономической структуры общества.
      Политика международного сотрудничества вузов почти исключительно исходит из их частных интересов, не отражая основных направлений федерально-региональной политики в области образования и науки. Последняя еще не сформулирована.
      Фактически мы вышли на мировой рынок образовательных услуг общим объемом порядка 100 млрд. долларов США, с совокупностью разрозненных интересов единичных вузов, а не с общим интересом совокупности российских вузов, подкрепленным стратегическим интересом государства. Такой подход, в противовес мощным межвузовским консорциумам зарубежных стран, имеющим солидную государственную поддержку, отражающую не только образовательные или финансовые, но и стратегические геополитические интересы государства, был заранее обречен на провал.
      Вместе с тем, уже ставшее очевидным преимущество кооперационных действий сегодня находит свою реализацию лишь в исключительных случаях. Одной из причин чрезвычайно медленного развития кооперационных межвузовских программ является высокая степень внутреннего недоверия к ним основных участников объединений - вузов. К сожалению, фактор такого недоверия имеет достаточно объективный характер. Большинство кооперационных программ сегодня опираются, главным образом, на чисто интуитивное отражение их необходимости, отдельные, весьма разрозненные, аналитические исследования и на знания, навыки, а также энтузиазм отдельных их представителей, чего явно недостаточно для построения устойчивых и уверенно перспективных кооперационных решений для столь комплексных и многоплановых программ. Они не имеют:

  • целенаправленной исследовательской составляющей, объективно всесторонне раскрывающей проблему;
  • сбалансированных устойчивых взаимосвязей основных субъектов того или иного стратегического направления;
  • фактической, кроме моральной, поддержки ключевых структур государственной и местной власти;
  • детально просчитанного стратегического плана действий (как правило, здесь ограничиваются лишь отдельными цифровыми набросками);
  • должной устойчивости, чрезвычайно необходимой при постановке и решении долгосрочных стратегических программ;
  • необходимой ресурсной базы для привлечения и использования высококвалифицированных, глубоко профессионально подготовленных специалистов;
  • развитого иммунитета по отношению к отдельным сепаратистским аномалиям отдельных крупных и влиятельных университетов.


      Уже только перечисленный набор трудностей вселяет высокую степень недоверия к любым кооперационным инициативам.
      Путь к решению обозначенной проблемы может быть найден посредством государственного признания необходимости развития кооперационных процессов, формирования соответствующей политики и построения действенных механизмов, содействующих их развитию и усилению устойчивости по отношению к сепаратистским тенденциям различного уровня.


1.2. Ослабление организационных организмов

      Существенное ослабление организационных механизмов, обеспечивавших полновесное представительство России на международном рынке образования, было незамедлительно использовано зарубежными межвузовскими консорциумами и другими организациями для вытеснения России с мирового рынка.
      В некоторых странах перестали признавать дипломы наших университетов, ведется целенаправленная информационная дискриминация российского образования.
      Сформировалась острая проблема неконкурентоспособности наших выпускников.
      Аналогичных проявлений можно привести достаточно большое множество. Однако, если мы говорим о международном рынке образовательных услуг, то мы должны иметь в виду полный спектр разнообразных рыночных отношений, включая и жесточайшую конкуренцию. Методы и инструментарий этой конкуренции достаточно хорошо известны и не требуют подробного описания. Основная суть вопроса заключается в том, какие реально действенные механизмы рыночной конкурентной борьбы мы можем построить в противовес, чтобы наиболее эффективно представить интересы высшей школы России в целом, безусловно, с учетом сложившихся внутренних реалий. Здесь необходим комплекс решений не просто улучшающих ситуацию, а качественно ее меняющих.


1.3. Отсутствие государственного влияния на ценообразование

      Полное отсутствие государственного влияния (как единственного собственника государственных вузов) на вопросы ценообразования при организации экспорта образовательных услуг.
      Отсутствует обоснованная, защищающая интересы собственника (государства), методика расчета себестоимости обучения при организации экспорта образовательных услуг. Госкомимуществом (основным полномочным представителем собственника) не определен порядок отражения в цене экспортируемых услуг основных фондов, а также целевой порядок использования соответствующих поступающих средств. В результате основные фонды вузов не восстанавливаются в необходимой мере.
      Сильно распространился внутригосударственный демпинг одного государственного учебного заведения против другого, столь же государственного (с точки зрения единого собственника - это нонсенс).
      При неправильно установленных ценах невозможно обеспечить ни качественного обучения, ни качественных условий проживания. Отсюда удар по авторитету высшей школы
      России, который не без удовольствия используют конкуренты.
      Погоня даже за самыми незначительными долларовыми поступлениями затмила стремление вузов к росту престижности и авторитета нашей высшей школы.
      По-прежнему остается открытым вопрос как соотнести проблемы ценообразования (здесь необходимо особенно подчеркнуть: в условиях откровенной нехватки средств на выживание у большинства, главным образом периферийных вузов), качества обучения и престижности российского образования, защищенности основных фондов и эффективности реализации знаний российских специалистов.


1.4. Проблемы набора абитуриентов

      В страну приехали для получения образования по минимальным ценам огромное количество иностранных граждан (они разъехались по стране, создав серьезные проблемы органам внутренних дел).
      Фактически вопрос сводится к следующему: "С какой стати, при отсутствии единой государственной политики, силовые структуры должны брать на себя головную боль, когда каждый вуз решает лишь свои собственные задачи?". Проблема чрезвычайно серьезная, и необходимо быть готовым к тому, что постепенно могут сформироваться нежелательные перекосы, способные, на определенное время, не только затруднить, но и сделать принципиально невозможным постановку новых перспективных образовательных проектов. При подготовке стратегических решений перспективной деятельности на рынке международного образования, особенно в условиях жесткой конкурентной борьбы, должен быть разработан комплекс взаимосогласованных подходов, сориентированных на достижение главной цели. Здесь важно создание мобильного межведомственного органа, объединяющего наиболее заинтересованные как государственные, так и негосударственные структуры, являющиеся ключевыми для решения данной задачи.


1.5. Профессиональный уровень работников международных служб вузов

      Государственно узаконенный вариант организации управления международным сотрудничеством в вузовской среде фактически заложил основы существенного снижения профессионального уровня кадрового потенциала и отбросил на второй план государственные интересы в решении стратегических вопросов.
      В вузах страны откровенно наметилась устойчивая тенденция снижения профессиональных знаний в области управления международным сотрудничеством, обусловленная как участившейся перестановкой кадров, так и не всегда обоснованной, с точки зрения оптимальности организации работы в области МС, реорганизацией управления международным сотрудничеством. В системе расстановки кадров управления международным сотрудничеством вузов государственный интерес был заменен чисто вузовским, не предоставив необходимых профессионально обеспеченных промежуточных взаимосвязей.
      Своевременно поднимавшийся вопрос о необходимости построения строгой кадровой политики в сфере управления международным сотрудничеством высшей школы не только не получил дальнейшего положительного развития, но и естественным образом повлек за собой интенсивное разрушение кадрового потенциала, которое мы наблюдали в течение последних лет.
      Сегодня полностью отсутствует система внешней государственной профессиональной оценки деятельности или защиты мнения и подходов того или иного специалиста в области международного сотрудничества высшей школы, имеющая принципиальное значение для последующего принятия кадровых решений непосредственно в вузе.
      Практически полностью утрачена система переподготовки, повышения квалификации и профессиональной аттестации ключевых специалистов управления международным сотрудничеством вузов страны, настроенная на отражение интересов государства в реализации его внешней политики. Огромный институт управленцев международным сотрудничеством, оплачиваемый государством, фактически отторгнут от решения стратегических государственных задач и сориентирован лишь на частные интересы отдельных университетов или их руководителей.


1.6. Рост импорта образовательных услуг

      По валовому объему финансового оборота Россия постепенно превращается из страны-экспортера образовательных услуг в страну-импортера образования.
      В сложившихся условиях возникла острая необходимость проведения взаимосогласованного комплекса мероприятий, позволяющего коренным образом изменить позиции России на мировом рынке образовательных услуг с целью усиления влияния России на мировые события.


Подходы к организации системы экспорта образовательных услуг России

      С целью построения комплексной системы и организации инфраструктуры экспорта образовательных услуг России предлагается проведение целостного комплекса мероприятий.

      2.1. Сформировать государственную политику России, отражающую интересы ключевых министерств и ведомств, в развитии экспорта образовательных услуг. Согласовать ее с формирующейся федерально-региональной политикой в области образования и науки в регионах России.
      Условия для этого сегодня сформировались неплохие. В рамках научной программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" сформирована самостоятельная подпрограмма "Научные основы федерально-региональной политики в области образования". Начаты исследования по самостоятельной подпрограмме "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" на 2001-2002 годы. Такая исследовательская поддержка формирует неплохую научно-методологическую базу для реализации поставленной задачи. Важную роль сыграло и рабочее совещание, организованное Министерством образования России в марте 2001 года, проходившее с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств.

      2.2. Выработать стратегию действий, опирающуюся на оптимальное использование организационных, экономических, дипломатических, профессиональных, кадровых возможностей страны, обеспечивающую постоянный рост экспортного потенциала системы образования России и непрерывное увеличение возможностей его реализации на международном рынке образования.
      В качестве базовых элементов реализации государственной политики по развитию экспорта образовательных услуг России предлагается:
      а) разработать целостную инфраструктуру, обеспечивающую повседневное активное представительство России на международном рынке образовательных услуг (МРОУ), которая может быть представлена как динамичное согласованное сочетание государственных и зародившихся наиболее перспективных общественных институтов;
      б) создать аналог ныне действующей при правительстве России межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования, но с участием ограниченного круга наиболее заинтересованных министерств и ведомств, представителя аппарата Президента РФ и полномочных представителей семи федеральных округов, представителей Российского Совета академической мобильности;
      в) качественно усилить координирующую и исполнительную роль соответствующего управления Министерства образования России;
      г) придать полномочный статус, как одного из действенных механизмов реализации программы, Российскому совету академической мобильности и сформировавшейся в его структуре сети региональных центров академической мобильности и международного сотрудничества (как это сделано практически во всех развитых странах-экспортерах образовательных услуг);
      д) развить систему действенного взаимодействия аппаратов представителей президента в семи федеральных округах со сформировавшейся в системе высшей школы России сетью региональных центров академической мобильности и международного сотрудничества, охватывающей практически все регионы страны. Необходимо иметь в виду, что аппарат представителей президента в федеральных округах, как правило, не знаком с проблемой экспорта образовательных услуг и сегодня не готов полноценно развернуться лицом к обсуждаемой проблеме. Здесь необходим комплекс соответствующих мероприятий федерального уровня для оперативного формирования необходимых взаимосвязей на региональном уровне;
      е) создать во всех федеральных округах региональные сети целевых институтов, обеспечивающих высокопрофессиональных уровень реализации программы (постоянно действующие институты по исследованию конкурентоспособности России на МРОУ, геополитических, внешнеэкономических, стратегических и иных интересов России, непосредственно вытекающих из данной программы; центры профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации действующих специалистов; институты менеджеров, занимающиеся практическим освоением МРОУ; базовых центров подготовки и переподготовки кадров для зарубежных стран, обеспеченных современным уровнем учебных, научных и бытовых условий для обучения учащихся; институты контроля качества и обеспечения конкурентоспособности и т.п.);
      ж) детально отработать формы и методы организационного и экономического взаимодействия формируемых в федеральных округах государственных и общественных целевых институтов с правительствами субъектов Федерации. Здесь мы столкнемся с той же проблемой неготовности сотрудников местных административных органов заинтересованно воспринять государственную значимость обсуждаемой проблемы. Поэтому здесь также необходимы определенные поддерживающие мероприятия федерального уровня; Комплекс перечисленных действий позволит создать систему недостающих взаимосвязей по всей территории России (внутреннюю сеть необходимых взаимодействий).
      з) в странах стратегических интересов России создать сеть постоянно действующих представительств, отражающих как интересы России в целом, так и специфические интересы отдельных округов и регионов страны и обеспечивающих высоко профессиональную реализацию четко определенных целевых функций;
      и) обеспечить тесное взаимодействие сети этих представительств с другими заинтересованными зарубежными институтами России и ее субъектов;
      к) с участием этих представительств разработать новые действенные формы работы с выпускниками вузов России и их ассоциациями; Это позволит создать комплекс недостающих взаимосвязей за пределами России (внешнюю сеть необходимых взаимодействий).
      л) разработать и реализовать как постоянно действующий в тесном взаимодействии с внутренней и внешней сетью комплекс согласованных информационно-представительских мероприятий (единая система внутрисетевого информационного обмена, выставки, презентации, средства массовой информации и т.п.);
      м) дополнить формирующуюся инфраструктуру самостоятельной активностью университетов.

      2.3. Отработать условия стабильного финансирования создаваемой инфраструктуры из различных источников (средства госбюджета - 60%, средства бюджетов субъектов Федерации - 30%, средства заинтересованных университетов - 15%).

      2.4. Отрегулировать интересы России при использовании ее основных фондов и ноу-хау при обучении иностранных граждан. Отрегулировать вопросы ценообразования при экспорте образовательных услуг с учетом их фактической себестоимости.

      2.5. Ввести целевые финансово обеспеченные стипендии России для обучения иностранных граждан (на первом этапе 1000 стипендий) в качестве государственной поддержки целевых задач.


Литература


      1. Зверев Н.И. Международный рынок образовательных услуг: виды деятельности, участники, оценка финансовых потоков, место России // Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития: Сборник информационно-аналитических и методических материалов. - М.: Минобразование РФ, 1999. - С.3-26.
      2. Пелихов Н.В. Совершенствование системы управления и мониторинга международного сотрудничества в области подготовки специалистов для зарубежных стран (коллективная стратегия, кооперационные программы, региональные центры) // Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития: Сборник информационно-аналитических и методических материалов. - М.: Минобразование РФ, 1999. - С.107-120.
      3. Пелихов Н.В. Региональные центры международного сотрудничества // Проблемы интеграции российских университетов в мировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей. - N 2. - Ростов: Изд. ИМК, 1995. - С.3-58.


Источник: Зверев Н.И., Пелихов Н.В. К вопросу о формировании приоритетного направления Федеральной программы развития образования "Экспорт образовательных услуг России" // Научный вестник МГТУ ГА. - 2002. - N 47. - С.11-17. - Серия "Общество, экономика, образование".


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ


МГТУ ГА - Московский государственный технический
университет гражданской авиации.
МРОУ - Международный рынок образовательных услуг [термин].
МС - Международное сотрудничество.
РФ - Российская Федерация.
США - Соединенные Штаты Америки.


Примечания и переформатирование:
Е.В. Шевченко,
зав. кафедрой "Управление международным образованием"
Института международных образовательных программ
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета



При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">К вопросу о формировании приоритетного направления Федеральной программы развития образования "Экспорт образовательных услуг России"</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года