gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
          1 2
3 4 5 6 7 8
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и экспорт образовательных услуг

Г.И. Лазарев


          В последнее десятилетие единое мировое образовательное пространство становится реальностью, не признавать которую означает не понимать важнейших закономерностей в развитии систем образования. Глобализация экономики предъявляет все новые требования к "продукту" высшей школы, ориентируя ее на подготовку конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников. Ответом образовательной сферы становятся ее интернационализация, внедрение новых стандартов качества, дальнейшее расширение академической мобильности, формирование концепции обучения на протяжении всей жизни.

          Принимаем и внедряем международные правила игры

          Для России остаться на обочине этого процесса недопустимо. Создав признанную во всем мире систему высшего образования, мы накопили большой опыт международного сотрудничества. За последние 50 лет 560 тысяч иностранных граждан закончили наши вузы и успешно применили свои знания. Однако обучение студентов из развивающихся стран и стран социалистического блока было скорее политическим вопросом, поскольку вузы, в те годы полностью финансируемые государством, экономический аспект не интересовал.
          В постсоветский период в результате общего кризиса высшей школы число обучающихся у нас иностранных студентов сократилось в разы, а их доля в мире упала с 10,8 до 3,5%. Отсутствие видимых успехов и достижений в социальной и экономической сферах не способствовало популярности России среди тех, кто хотел бы здесь учиться и получать необходимые знания. Кроме того, с обострением межнациональных отношений привлекательность страны для студентов из-за рубежа существенно снизилась: в разных регионах России регулярно происходят случаи противоправных действий по отношению к иностранным гражданам, среди которых много студентов.
          Формирование в России рыночных отношений все больше стимулирует вузы к расширению спектра своих услуг. Анализируя тенденции развития страны, они приходят к выводу, что через несколько лет число российских потребителей образовательных услуг, основу которых составляют выпускники школ, в силу демографических факторов существенно сократится. Выход на международный рынок образовательных услуг позволит смягчить прохождение демографической "ямы" и получить новые возможности как для расширения российского присутствия на этом рынке, так и для развития высших учебных заведений. Если зарубежные студенты выбирают для учебы российский вуз, предлагающий свои услуги за конкурентную цену, это свидетельствует о его признании, что, в свою очередь, повышает его статус.
          Следует, однако, признать, что нас как потенциальных конкурентов на международном образовательном рынке особо не ждут. Более того, вхождение в него возможно только при условии соблюдения определенных правил и процедур. Например, несмотря на то, что Россия уже почти два года как вошла в Болонский процесс, реальной интеграции в европейскую образовательную систему не происходит. Этому препятствуют неразвитость в России двухуровневой системы высшего профессионального образования и системы зачетных единиц (кредитов).
          Таким образом, если мы ставим перед собой задачу привлечь в российские учебные заведения иностранных студентов, а нашим студентам предоставить возможность продолжать образование за рубежом, нам необходимо действовать по общепринятым правилам. Отечественная система высшего образования, сформированная в расчете на внутренние потребности, в существующем виде остается непонятной и непрозрачной для зарубежных партнеров и потребителей услуг. И здесь нам едва ли помогут лозунги об уникальности и преимуществах российского образования. Раз к нам не едут учиться из-за рубежа, значит, наши вузы иностранцев не устраивают. Тем, кто хочет изменить эту ситуацию, предстоит сначала выяснить, что именно их не устраивает, а затем уже подстроиться под требования времени.

           Владивостокский государственный университет экономики и сервиса: международная интеграция

          Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования - одно из самых важных направлений реализации этого процесса. Для нашего университета, накопившего большой опыт подготовки специалистов экономического профиля, наибольший интерес представляет развитие сотрудничества с зарубежными партнерами в бизнес-образовании, которым мы занимаемся уже более 10 лет. Мы выработали программу интеграции в мировую систему бизнес-образования. Реализуется серия международных проектов, цель которых - добиться права подготовки специалистов по бизнес-образованию, полностью отвечающих европейским и американским стандартам, с выдачей дипломов о присвоении степеней бакалавра и магистра.
          В этих проектах задействованы зарубежные университеты и колледжи: Вашингтонский университет (г. Сиэтл, США), Университет штата Калифорния (г. Хейворд, США), Политехнический университет штата Калифорния (г. Помона, США), Университет Аляска Анкоридж (г. Анкоридж, США), Туринский университет (г. Турин, Италия), Севильский университет (г. Севилья, Испания), Эдмондз коммьюнити колледж (г. Линвуд, США) и др.
          Так, делаются важные шаги для максимальной унификации учебных планов российского специалиста и американского бакалавра. Например, соглашение, заключенное между нашим университетом и Университетом Аляска Анкоридж предполагает специальную схему обучения, в результате которой студент получает два диплома - российский диплом специалиста и американский бакалавра.
          С 2003 года университет приступил к подготовке специалистов по программе МВА, полностью соответствующей американским стандартам, с выдачей диплома о присвоении степени Master of Business Administration. Учебная программа состоит из двух частей. Базовый курс изучается во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Его результаты признаются вузами-партнерами в США, где выпускники могут продолжить обучение и получить степень МВА.
          Постепенный переход на двухуровневую организацию учебного процесса позволил приступить к реализации программы подготовки иностранных студентов уровня бакалавриата для стран Азиатско-тихоокеанского региона.
          Сегодня Владивостокский государственный университет экономики и сервиса приводит учебный процесс в соответствие с требованиями Болонской декларации, что чрезвычайно важно для признания полученных в вузе степеней за пределами России. Наш университет, включившись весной 2004 года в общероссийский эксперимент по введению кредитной системы в вузах, уже накопил полезный опыт.
          Применение кредитной системы способствует прозрачности учебных планов, упрощает их сравнение со стандартами и между собой, облегчает процедуры академического признания результатов обучения в другом вузе. Кроме того, увеличивается мобильность студентов, поскольку для них облегчается переход с одной образовательной программы на другую, а также упрощается процедура перезачета дисциплин и сокращается число дисциплин, которые необходимо изучить в обязательном порядке. Это особенно важно для международной интеграции вузов.
          На примере восьми специальностей сотрудниками нашего университета выполнены научные исследования по доработке и апробации методики формирования обязательного минимума содержания основных образовательных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в государственных образовательных стандартах на основе зачетных единиц (кредитов).
           Университет начал внедрять рейтинговую систему оценки успеваемости студентов, в том числе и иностранных. Такая система развивает у студентов навыки активной самостоятельной работы, учитывает их индивидуальность и более объективно оценивает знания, что положительно оценили и студенты, и преподаватели. В начале семестра студенты получают информацию о числе дисциплин, принципах формирования рейтинга по каждой из них, сроках сдачи заданий и контрольных работ. Мы не только стимулируем студентов учиться планомерно и регулярно, но и проводим текущий контроль их работы. Наши студенты учатся весь семестр, а не в последние дни перед экзаменами, что существенно влияет на качество полученных знаний. Таким образом, рейтинговая система - эффективный инструмент управления результатами обучения и повышения его качества.
           Мы считаем, что модель современного университета, интегрированного в мировую образовательную систему, предполагает включение международных компонентов во все сферы деятельности вуза - образовательную, научную, управленческую и др. В нашем университете создана эффективная система управления качеством образования на основе международных требований, стандартов и опыта, а обучение осуществляется с применением передовых технологий. Поддерживаются связи с зарубежными вузами, научными центрами и международными организациями, налажены академический обмен преподавателями и студентами, а также участие в международных образовательных программах и научных проектах. У нас учатся иностранные студенты, аспиранты и стажеры. С учетом глобальных изменений в экономике, политике, социальной и культурной сферах у преподавателей и студентов формируются новые компетенции. Мы также стремимся дать нашим выпускникам профессиональные знания, обогащенные навыками межкультурного общения, готовностью к жизни и профессиональной деятельности в условиях глобализации, чтобы они могли в течение всей жизни осваивать и применять новые знания и технологии.
          Наш вуз сотрудничает более чем с 40 вузами и научными центрами КНР, Республики Корея, Японии, США, Канады, Италии, Испании, Австрии, Великобритании и Новой Зеландии, реализует разнообразные совместные проекты, в том числе повышения квалификации и стажировки преподавателей, а также студенческие обмены. Наши студенты регулярно выигрывают конкурсы на участие в международных обменных программах на обучение в США, Китае, Корее, Японии и других странах. В этой сфере Владивостокский университет экономики и сервиса стал одним из лидеров среди вузов региона.

          Экспорт образовательных услуг: дальневосточная специфика

          Дальневосточная Россия больше тяготеет к интеграции в Азиатско-тихоокеанский регион: построение связей с его университетами для нее более реально и актуально. Поэтому преобладание европейской тенденции в процессе интеграции России в мировое образовательное пространство вызывает определенную настороженность у вузов восточной части России. Образовательное сообщество Дальневосточной России, безусловно, должно громче заявлять о своих интересах к расширению сотрудничества в Азии. Известно, что системы образования стран Европы, Азиатско-тихоокеанского региона и Америки существенно отличаются друг от друга. Даже к использованию тех же зачетных единиц здесь другие подходы. Безоговорочно приняв идеологию ECTS (европейской системы зачетных единиц) в качестве стандарта для всей России, мы рискуем создать дополнительный барьер на пути взаимодействия и сотрудничества российских вузов с вузами Америки и Азиатско-тихоокеанского региона. Россия - страна огромная и неравномерно развитая, что создает опасность возникновения множества мелких "образовательных княжеств". Удержать единство и цельность образовательного пространства можно за счет не единообразия (как это может показаться на первый взгляд), а использования разнообразных, учитывающих территориальную специфику форм интеграции. Исходя из этого, нам следует ориентироваться не только на европейскую, но и на азиатскую образовательную систему, имеющую свои особенности и сложившиеся традиции.
          По некоторым подсчетам к 2025 году общее число студентов в мире возрастет с сегодняшних 97 до 260 млн. В их числе увеличится доля студентов, получающих образование за пределами своей страны, две трети которых составят выходцы из Азии. Это объясняется быстрым ростом численности населения, экономическим ростом, повышением платежеспособного спроса населения и недостаточным количеством собственных университетов. Конкурентная борьба между экспортерами образования развернется именно за учащихся из этих регионов. Для географически близких к ним вузов российского Дальнего Востока открываются определенные позитивные перспективы, однако задачи, которые предстоит решить, также весьма непросты.
          Чтобы увеличить долю иностранных студентов, в первую очередь необходимо предоставлять высококачественное обучение по тем специальностям, на которые есть спрос на рынках стран, где будут работать выпускники. Для университетов Дальнего Востока России важно, что в последние годы иностранные студенты предъявляют интерес не только к экономике и бизнес-образованию, но и к математике и программированию.
          Университет экономики и сервиса поддерживает постоянные контакты с аккредитованными во Владивостоке и Хабаровске генеральными консульствами КНР, США, СРВ, Республики Корея, Японии, что в немалой степени способствует распространению информации о наших образовательных возможностях. С условиями обучения иностранные граждане могут познакомиться на университетском сайте, где вся необходимая информация предоставлена на английском языке.
          При выборе вуза абитуриент (и российский, и иностранный) учитывает развитость его инфраструктуры, которая обеспечивает комфортные и безопасные условия учебы и жизни. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса созданы прекрасные условия не только для эффективного обучения, но для проживания в университетском кампусе.
          Неоценимую роль в расширении международного образовательного пространства университета будет играть и организация устойчивых профессиональных, научных и деловых связей с иностранными выпускниками, создание вузовских и национальных ассоциаций зарубежных выпускников, проведение встреч с ними.
           Главным показателем улучшения экспортных образовательных услуг университета стал рост числа обучающихся иностранных студентов, а также увеличение доли стоимости этих услуг в общих доходах университетского бюджета. Если в 2001/02 учебном году в университете обучались всего 23 иностранных студента, в 2002/03 году их было 79 человек, то в 2003/04 - уже 282. Мы планируем, что в текущем учебном году их число превысит 400 человек (в университете 23 550 студентов). Разрабатывая стратегию развития в этом направлении, мы ориентируемся на то, что доля иностранных студентов в общем контингенте составит 10% (в среднем по России этот показатель едва превышает 1%).
          Таким образом, наш университет за относительно небольшой промежуток времени смог создать новую конкурентоспособную сферу деятельности, связанную с предоставлением образовательных услуг иностранным студентам. В ее основе лежит несколько факторов, среди которых в первую очередь необходимо отметить:

  1. эффективную систему мер, направленных на совершенствование имиджа и рекламу образовательных возможностей нашего вуза за рубежом;
  2. развитый информационно-образовательный комплекс, включающий внедрение долгосрочных, высокотехнологичных, реализуемых совместно с иностранными партнерами образовательных программ;
  3. обеспечение безопасности (включая круглосуточную охрану кампуса) и комфортабельное общежитие для совместного проживания иностранных и российских студентов;
  4. международный центр культурного сотрудничества, призванный обеспечить социокультурную адаптацию иностранных студентов во Владивостоке.

          Китайский проект

          Большинство обучающихся во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса иностранных студентов - граждане КНР. Это следствие особого внимания нашего вуза к сотрудничеству с Китаем в сфере образования. С одной стороны, благодаря политической и экономической стабилизации в России граждане Китая стали проявлять большую заинтересованность в обучении в нашей стране (немаловажно, что стоимость обучения в России становится для них все более доступной). С другой стороны, прогнозируемый демографический спад в России в недалеком будущем приведет к снижению числа отечественных студентов, особенно в малонаселенном Дальневосточном регионе. В силу этого потенциал профессорско-преподавательского состава может быть направлен на обучение иностранных студентов. Наконец, близость российского Дальнего Востока к Китаю является еще одним фактором, который учитывается абитуриентами приграничных регионов при выборе вуза.
           Как известно, обучение иностранных студентов сопряжено с существенными трудностями - языковым барьером, культурно-социальными различиями, спецификой национальных образовательных традиций. Формальный подход к их решению препятствует освоению ими учебных программ и, как следствие, приводит к потере иностранными студентами интереса к учебе. А это может негативно сказаться на имидже вуза.
          В нашем университете совместно с вузами-партнерами из КНР разработана модель образовательного сотрудничества "2+2". Главная цель модели "2+2" - создание адаптационного периода для студентов из Китая, разработка инновационного учебно-методологического комплекса и соответствующей инфраструктуры.
          Эта специальная модель направлена на рациональное использование образовательных ресурсов и улучшение качества обучения. Первые два года студентов в КНР обучают российские и китайские преподаватели. Часть дисциплин преподается полностью на китайском языке, соответствии с согласованной программой китайские преподаватели читают лекции, при этом учитывается наличие литературы на родном языке. Применяется и комбинированная схема: теоретические и сложные части объясняются на китайском, а по основным темам даются упрощенные тексты на русском языке. Это позволяет студентам полностью освоить материал и одновременно овладеть определенным запасом русских слов. В нашей программе по этой схеме пока изучают только философию и статистику.
           Следующие 2-3 года иностранным и российским студентам в нашем вузе преподают российские преподаватели.
           Уникальность модели заключается в том, что на все курсах бакалавриата обучение студентов постоянно сопровождается углубленным изучением русского языка учетом специфики дисциплин и уровня языковой подготовки студентов. Опыт преподавания в китайском вузе показал, что грамматику русского языка, если она объясняется китайским преподавателем, значительная часть студентов за первые шесть месяцев обучения успешно осваивает.
           Кроме того, в учебный процесс внедряются современные информационные технологии и специально разработанное и адаптированное методическое обеспечение комментариями на китайском языке. Для обучения иностранных студентов очень важно использовать информационные технологии, поскольку мультимедийные учебные продукты позволяют повторно обращаться к лекциям, записанным лучшими преподавателями. Как известно, иностранным студентам очень трудно переходить от восприятия информации по печатным источникам к сложной лекционной информации на слух. Новая технология учитывает специфику постепенного преодоления иностранными студентами языкового барьера и позволяет рационально использовать китайские и российские образовательные ресурсы.
          Особенность нашей модели обучения заключается в специальной социокультурной адаптационной программе, помогающей вновь прибывшим из-за рубежа освоиться с университетской жизнью. Легко представить, с какими проблемами сталкивается молодой человек, возможно, впервые покинувший семью и оказавшийся в другой стране. Нельзя не учитывать, что студенты из КНР несколько старше своих однокурсников, они начинают жить в среде, отличной от среды китайских вузов. Вряд ли они смогут успешно учиться (хотя необходимо отметить высокую мотивированность китайских студентов к обучению), если не будут окружены обстановкой психологического комфорта. При этом важно, чтобы адаптация проходила постепенно.
           Социокультурная программа ставит перед собой следующие цели:

  1. создание социокультурного пространства (условий) для быстрой адаптации иностранных студентов;
  2. обеспечение комфортного психологического состояния студентов для оптимального выполнения учебных задач;
  3. воспитание навыков межкультурного общения, активизация межкультурных связей, развитие, взаимодействие и взаимопроникновение культур;
  4. удовлетворение потребности к изучению русского языка и постоянному языковому тренингу в совместной культурной деятельности;
  5. приобретение и пополнение знаний и навыков в области русской культуры через совместное проведение занятий, мероприятий, мастер-классов и др.;
  6. культурное сотрудничество с местным сообществом, расширение аудитории и круга партнеров;
  7. расширение и укрепление творческих и деловых связей (региональных и международных);
  8. укрепление имиджа Владивостокского университета экономики и сервиса как образовательного социокультурного центра региона;
  9. дальнейшая работа по созданию совместных образовательных программ.

          Реализация программы возложена на Международный центр культурного сотрудничества нашего университета, организующий адаптивные культурные мероприятия: экскурсии по университету и городу, знакомство с руководителями университетских подразделений, проведение тренингов, деловых игр, участие в конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, дискуссии, практические занятия по различным видам искусств и т.п. Специалисты центра помогают иностранным студентам создавать органы самоуправления в своих группах, выдвигаться в студсовет университета. Китайские студенты осваивают русский язык, активно общаясь со своими сверстниками из корпуса волонтеров. Они узнают русскую культуру и традиции, принимая участие в народных праздниках и национальных фестивалях. В свою очередь, они знакомят российских сверстников со своими обычаями, приглашая их на дни национальной кухни, народные праздники и проч.
          Наша программа помогает иностранным студентам приспособиться и к новым условиям жизни, и к языку, и к культуре, и к образовательной системе. Мы делаем все для того, чтобы научить молодого человека находить взаимопонимание с другими, уметь правильно и адекватно действовать в новой обстановке.
           Основным партнером университета в этой программе является Институт международного образования в г. Циндао провинции Шаньдун. В первый год сотрудничества набор абитуриентов в институт составил 40 человек, во второй - 100, в текущем году - более 130 человек. В настоящее время по программе "2+2" в Циндао обучаются более 200 человек. В сентябре 2003 года первая группа китайских студентов прибыла во Владивосток на третий курс университета для обучения по программе бакалавриата.
          В перспективе мы планируем создать на базе Института международного образования в Циндао институт фундаментальной подготовки по программам российского бакалавриата, предоставив китайским студентам возможность обучения на 3-м и 4-м курсах по любой выбранной специальности в вузах России. Российские и китайские студенты сейчас стажируются и в Циндао, и во Владивостоке.
          Этот проект получил полную поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования КНР. Минобрнауки России выделил Владивостокскому государственному университету экономики и сервиса дополнительное финансирование на разработку учебных материалов и приобретение необходимого оборудования. Перед университетом поставлена задача разработать технологии обучения иностранных студентов на основе новых информационных моделей и технических средств для их последующего распространения среди российских вузов. Заметим, что внутриведомственная законодательная база, регулирующая деятельность российских вузов на территориях зарубежных государств, сегодня практически отсутствует, что мешает развитию экспорта российских образовательных услуг. Только серьезные шаги Минобрнауки России в этом направлении обеспечат активное продвижение российских вузов на внешний рынок.
          Подводя итог, необходимо отметить, что высшие учебные заведения играют большую роль в повышении конкурентоспособности своих стран на рынке знаний и информации. Ведь именно в них формируется поколение, которое сможет легко адаптироваться и эффективно взаимодействовать в новом глобальном мире. Выход на рынок международного образования есть важнейший фактор, способный не только обеспечить успешное решение этой задачи, но и дать новый импульс развитию самих вузов.



   Источник:    Лазарев Г.И. Интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе и экспорт образовательных услуг // Высшее образование сегодня. - 2005. - N 8. - С. 4-9.




ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

КНР - Китайская Народная Республика.
СРВ - Социалистическая Республика Вьетнам.
США - Соединенные Штаты Америки.
ECTS - European Community Credit Transfer System (англ.). Система перевода (перезачета) кредитов курсов (объема изученного материала) Европейского Сообщества [подпрограмма программы EC ERASMUS.].
MBA - Master of Business Administration (англ.). Магистр делового администрирования [академическая квалификация].


Примечания и переформатирование:
Е.В. Шевченко,
зав. кафедрой "Управление международным образованием"
Института международных образовательных программ
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета


При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и экспорт образовательных услуг</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года